Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 92. Область и «точка» перехода. Явление «кризиса обтекания»Непосредственно в критическом сечении и в ближайших за ним сечениях пограничного слоя движение жидкости еще нельзя рассматривать как турбулентное. Вниз по течению за критическим сечением простирается область, в которой происходит развитие возмущений и где поток перестраивается из ламинарного в турбулентный; эта область носит наименование "области перехода". В тех случаях, когда размеры области перехода малы по сравнению с хордой крыла, можно пренебрегать протяженностью области перехода и говорить о "точке перехода" в других случаях следует указывать положение границ области перехода: начала ее — критического сечения слоя (границы потери устойчивости), вверх по течению от которого движение ламинарно, и конца — ниже по течению расположенной границы перехода, за которой поток уже турбулентен.
Рис. 179. Экспериментальное определение границ области перехода производят обычно так. Микротрубку полного напора, отверстие которой направлено навстречу потоку, заставляют перемещаться вдоль пограничного слоя, оставляя все время носик трубки безразмерная скорость
Рис. 180. потока, но все же имеет вполне сравнимые с хордой крыла значения. Экспериментальное определение "точки перехода" заключает в себе некоторый произвол; одни авторы определяют точку перехода как середину области перехода, другие — как точку минимума на кривой Положение точки перехода на поверхности крыла, так же как и точки потери устойчивости слоя, зависит от степени турбулентности набегающего потока, от ускоренности или замедленности внешнего потока, от наличия на поверхности крыла источников возмущения — различных шероховатостей, неровностей, щелей и др.
Рис. 181. Для иллюстрации влияния указанных факторов приведем результаты опытов Е. М. Минского (рис. 181). На оси ординат отложена относительная дуговая абсцисса точки перехода на верхней поверхности четырнадцатипроцентного крылового профиля, а на оси абсписс — степень турбулентности Как показывает график, наблюдается отчетливое смещение точки перехода к носику крыла при возрастании интенсивности турбулентности набегающего потока. Протяженность ламинарного участка резко сокращается также при увеличении угла атаки (кривые рис. 181 относятся к различным, отмеченным на них значениям угла атаки а). Это естественно, так как при возрастании угла атаки увеличивается быстрота восстановления давления, что приводит к повышению диффузорности пограничного слоя, а это, как было ранее указано, вызывает ослабление устойчивости ламинарного участка пограничного слоя. Заметим, что опыты Е. М. Минского проводились при сравнительно малых рейнольдсовых числах. В настоящее время еще не существует достаточно обоснованной теории определения границ области перехода и приходится довольствоваться для этой цели различными приближенными приемами. Некоторые соображения насчет расчета перехода ламинарного слоя в турбулентный при больших скоростях набегающего потока (при больших дозвуковых значениях числа Задача об определении положения точки перехода имеет большое практическое значение, так как от положения точки перехода на крыле зависят его сопротивление и подъемная сила (особенно максимальная, соответствующая критическому углу атаки). Влияние положения точки перехода на сопротивление хорошо обтекаемого крыла будет показано несколько дальше, а сейчас обратимся к другому, не менее важному вопросу о влиянии положения точки перехода на сопротивление плохо обтекаемых тел.
Рис. 182. Если рассмотреть кривые зависимости коэффициента лобового сопротивления
Чем выше качество трубы, чем менее турбулентен в ней поток, тем выше величина в трубе, в которой средние отклонения мгновенных скоростей потока отличаются от средней скорости потока не более чем на 0,5%, кривая Рис. 183. (см. скан) В настоящее время такой косвенный метод описания турбулентности аэродинамической трубы заменен более точными, прямыми замерами средних отклонений мгновенных скоростей (см. конец § 104). Чтобы понять причину отмеченного явления резкого уменьшения сопротивления шара, обратимся к рассмотрению кривых распределения давлений по его поверхности (рис. 183). Из этих кривых (особенно см. I и II) следует, что уменьшение сопротивления шара связано с коренной перестройкой всего окружающего потока. Резкое возрастание максимального разрежения, смещение вниз по потоку точек минимума давления об улучшении обтекания шара. Это объясняет уменьшение коэффициента сопротивления, так как при лучшем охвате поверхности шара потоком распределение давлений как бы приближается к тому идеальному, при котором, согласно парадоксу Даламбера, сопротивление должно равняться нулю. Следует заметить, что визуальные наблюдения (рис. 184) подтверждают описанную картину улучшения обтекания шара в указанной области рейнольдсовых чисел. Явление это, получившее наименование "кризиса сопротивления" или "кризиса обтекания", объясняется изменением расположения точки перехода ламинарного пограничного слоя на шаре в турбулентный.
Рис. 184. При Приведенное объяснение явления "кризиса обтекания", основанное на представлении о переходе пограничного слоя из ламинарного состояния в турбулентное, прекрасно подтверждается применением искусственной турбулизации слоя при помощи различных специально вводимых в слой источников возмущений (проволочное колечко на поверхности шара, перегородочка, выступы шероховатости и др.) в условиях потока с рейнольдсовыми числами, значительно меньшими критических
Рис. 185. Явление "кризиса обтекания" сильно зависит от сжимаемости газа при больших скоростях его движения. Как уже было указано в самом конце предыдущей главы, возрастание докритических чисел Этот факт служит вместе с тем косвенным подтверждением высказанного ранее предположения об ухудшении обтекаемости тел при появлении влияния сжимаемости. В заключение отметим, что явление кризиса обтекания играет существенную роль в лабораторных определениях максимального значения коэффициента подъемной силы крыла сутга. При критических углах атаки обтекание носика крыла похоже на обтекание круглого цилиндра. При малых рейнольдсовых числах с носика легко срывается ламинарный слой, что приводит к резкому падению Приводим для иллюстрации (рис. 186) кривую роста
Рис. 186. Отсюда вытекает, что опыты, производимые в малых аэродинамических трубах при сравнительно небольших рейнольдсовых числах, не позволяют судить о подлинных возможностях крыловых профилей с точки зрения их максимальной подъемной силы.
|
1 |
Оглавление
|