Главная > Нелинейные волны
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3. Простой вывод выражений для групповой скорости в линейных задачах

Известно (см. разд. 2), что групповая скорость имеет два различных смысла. С одной стороны, она определяет распространение волнового числа и частоты, с другой — изменения амплитуды. В асимптотическом решении (30) первое связано с определением а второе — с определением а.

Чтобы описать медленно меняющийся волновой пакет, нужно ввести фазовую функцию Локальное волновое число и частота определяются через следующим образом:

Считая, что величины являются медленно меняющимися, естественно предположить, что они по-прежнему удовлетворяют дисперсионному соотношению, которое для линейной задачи записывается в виде

Уравнения (36) и (37) дают нелинейное дифференциальное уравнение в частных производных для Величины удобно определить из (37) и уравнения совместности [получаемого исключением из (36)]

Если есть решение уравнения (37), то из (38) находим

Отсюда сразу следует, что принимает постоянные значения вдоль характеристических кривых, определяемых на плоскости уравнением

Поскольку вдоль любой такой кривой неизменно, то эти кривые представляют собой прямые линии, каждая из которых имеет наклон соответствующий значению для данной кривой. Решение, соответствующее начальному распределению при имеет вид

С физической точки зрения это означает, что распространяется со скоростью, равной соответствующему значению групповой скорости Если возмущение первоначально сконцентрировано около начала координат, то можно найти из выражения

Это аналогично случаю, описываемому формулой (28), а именно, при больших начальное возмущение можно считать локализованным около начала координат. В таком (и только в таком) случае

Таким образом, в нашем распоряжении имеется очень простой и вместе с тем достаточно общий метод анализа кинематики волн.

Второй смысл групповой скорости связан с определением амплитуды о, т. е. с динамикой волн. Дифференциальное

уравнение для а связано с уравнением (39) для Его нетрудно найти несколькими способами. Один из способов состоит в привлечении уравнений (34) и (35). Мы видим, что

При в пределе имеем

Кроме того, из решения конкретных задач хорошо известно, что плотность и поток энергии пропорциональны соответственно Это фактически еще один известный аргумент в пользу того, что энергия распространяется с групповой скоростью. Уравнение (42) выражает соответствующий закон сохранения энергии. Существует много способов, использующих этот аргумент, которые приводят к уравнению (42); но до последнего времени все они страдали тем недостатком, что уравнение (42) выводилось отдельно из исходных, уравнений для каждой конкретной задачи. Почему результат всегда один и же, когда его выражают через групповую скорость? Теперь это стало понятно на основе общего подхода, использующего вариационные принципы. В то же время оказалось, что уравнение (42), по существу, выражает не закон сохранения энергии, а закон сохранения «волнового действия», которое в простых случаях пропорционально энергии.

Для нелинейных задач введение переменных по-прежнему остается в силе. Однако дисперсионное соотношение теперь включает а:

Таким образом, два уравнения, соответствующие (38) и (42), становятся взаимосвязанными. Вариационный метод дает также простой вывод соответствующих уравнений. Прежде чем перейти к изучению этого метода в разд. 5, в следующем разделе мы рассмотрим распространение линейных волн в неодномерном случае — обобщение, которое можно провести, как и в разд. 2, методом стационарной фазы для многомерных интегралов Фурье, а также обобщение на неоднородную среду, которая не может быть изучена с помощью этих интегралов. Кроме того, приведем несколько примеров, демонстрирующих эффективность рассмотренных простых методов и показывающих ценность такого интуитивного подхода даже в тех случаях, когда известно точное решеиие, выраженное через интегралы Фурье.

1
Оглавление
email@scask.ru