Главная > СОЛИТОНЫ и нелинейные волновые уравнения (Р Додд, Дх:Эйлбек, Дж.Гиббон, Х.Моррис)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Итак, мы обсудили методы изучения взаимодействий решений типа уединенной волны для дисперсионных нелинейных уравнений.

Самый прямой метод – численное интегрирование. Если волны проницаемы друг для друга, то это довольно убедительно указывает на солитонное поведение некоторых решений уравнения, но это еще не доказательствоІ Для некоторых нелинейных задач найти устойчивую и точную схему численного интегрирования нелегко. Если излучается рябь, превосходящая по размерам погрешности вычислений по численной схеме, то никакого «частицеподобного» поведения нет. Однако может случиться, что неупругость очень мала и амплитуда ряби окажется столь малой, что она останется незамеченной.

Второй метод – сведение к одному однородному уравнению или системе из двух однородных уравнений при помощи преобразования Коула – Хопфа. Если ряды для решений обрываются, то могут быть найдены точные $N$-параметрические решения, представляющие собой аналитические решения мультисолитонного типа. Отсутствие обрыва указывает на отсутствие солитонного поведения (но опять же не доказывает это!); таким же указанием служит невозможность сведения к однородным уравнениям второго порядка при помощи преобразования Коула – Хопфа. В частности, для нелинейных уравнений Клейна – Гордона отсутствие преобразования Бэклунда указывает на отсутствие солитонного поведения, поскольку эти преобразования конструируют мультисолитонные решения из других решений, состоящих из меньшего числа солитонов.

Заметим, во-первых, что этот список есть просто множество соображений и идей, появлявшихся в этой главе. Это только указания, но ни в коем случае не доказательство, что в основе тех уравнений, которые очевидным образом имеют точные солитонные решения (КдФ, $\sin -Г$ Гордон, мКдФ, НЛШ; существует много других, но эти самые важные), должна лежать некоторая хитроумная структура. Кроме того, поскольку оказывается, что такие различные уравнения, возникающие в разных физических ситуациях, не имеющих, казалось бы, ничего общего между собой, обладают сходными свойствами, то это снова указывает на существование некоторой общей структуры, присущей всем этим уравнениям.

Во-вторых, главное свойство, которым они все обладают «частицеподобная» природа их решений, которые либо отталкиваются друг от друга, либо проходят друг через друга упруго, указывает, что они рассеиваются друг на друге, как в одномерном рассеивании. Это наводит на мысль о возможности применения какой-то теории рассеяния. Во-первых, мы до сих пор не имеем серьезной математической связи между каким-либо из этих уравнений и какой-нибудь теорией рассеяния и, во-вторых, не знаем, какая это должна быть теория рассеяния – классическая или квантовая.

Для того, чтобы установить какую-то связь, вернемся к результату о преобразованиях Бэклунда (1.5.16), который был впервые получен Бэклундом в 1875 г. (Бэклунд [1875 I, Лэм [1976]) в дифференциальной геометрии:
\[
\begin{array}{l}
\frac{1}{2}(\varphi+\bar{\varphi})_{\xi}=\alpha \sin \frac{1}{2}(\varphi-\bar{\varphi}), \\
\frac{1}{2}(\varphi-\bar{\varphi})_{\tau}=\frac{1}{\alpha} \sin \frac{1}{2}(\varphi+\bar{\varphi}),
\end{array}
\]

где $\varphi$ и $\bar{\varphi}$ – решения уравнения $\operatorname{sin-Гордон.~Сделаем~преобразо-~}$ вание
\[
v=\operatorname{tg} \frac{1}{4}(\varphi-\bar{\varphi})
\]

и исключим $\bar{\varphi}$ из (1.10.1). Получим
\[
v_{\xi}=-\alpha v+\frac{1}{2} \varphi_{\xi}\left(1+v^{2}\right) .
\]

Аналогично из (1.10.2) получим
\[
v_{\tau}=\frac{1}{2 \alpha}\left(1-v^{2}\right) \sin \varphi-\frac{1}{\alpha} v \cos \varphi .
\]

Вывод уравнения (1.10.5) требует применения тригонометрических формул
\[
\begin{array}{l}
\sin (\operatorname{arctg} v)=\frac{v}{\left(1+v^{2}\right)^{1 / 2}}, \\
\cos (\operatorname{arctg} v)=\frac{1}{\left(1+v^{2}\right)^{1 / 2}} .
\end{array}
\]

Қаждое из уравнений (1.10.4) и (1.10.5) по отдельности называется уравнением Риккати, потому что в него входит только одна производная и квадратичная нелинейность. Уравнение Риккати всегда разрешимо: для этого введем две функции $\psi_{1}$ и $\psi_{2}$, такие что $v=\psi_{1} / \psi_{2}$. Тогда уравнение (1.10.4) примет вид
\[
\psi_{2} \frac{\partial \psi_{1}}{\partial \xi}-\psi_{1} \frac{\partial \psi_{2}}{\partial \xi}=-\alpha \psi_{1} \psi_{2}+\frac{1}{2} \psi_{\xi}\left(\psi_{1}^{2}+\psi_{2}^{2}\right) .
\]

Уравнение (1.10.8) можно расщепить на два линейных уравнения:
\[
\begin{array}{l}
\frac{\partial \psi_{1}}{\partial \xi}+\frac{1}{2} \alpha \psi_{1}=\frac{1}{2} \varphi_{\xi} \psi_{2}, \\
\frac{\partial \psi_{2}}{\partial \xi}-\frac{1}{2} \alpha \psi_{2}=-\frac{1}{2} \varphi_{\xi} \psi_{1} .
\end{array}
\]

Уравнения (1.10.9) примут более знакомый вид, если их продифференцировать один раз по $\xi$, чтобы получить пару уравнений
второго порядка, и затем положить $\alpha=2 i \lambda$. Первые производные можно исключить, и тогда получитс
\[
\left[\frac{\partial^{2}}{\partial \xi^{2}}+\lambda^{2}\right]\left[\begin{array}{l}
\psi_{1} \\
\psi_{2}
\end{array}\right]=\left[\begin{array}{rr}
-\frac{1}{4} \varphi_{\xi}^{2} & \frac{1}{2} \varphi_{\xi \xi} \\
-\frac{1}{2} \varphi_{\xi \xi} & -\frac{1}{4} \varphi_{\xi^{2}}
\end{array}\right]\left[\begin{array}{l}
\psi_{1} \\
\psi_{2}
\end{array}\right] .
\]

Уравнение (1.10.10) представляет собой двухканальное квантовое уравнение Шрёдингера, где $\lambda$ – собственное значение. Оно может быть записано в более удобной форме
\[
\frac{\partial^{2}}{\partial \xi^{2}} \psi+V \psi=-\lambda^{2} \psi,
\]

где $V$ – матрица рассеивающего потенциала, $\lambda$ – собственное значение и $\psi$ – вектор-столбец волновых функций. Важно заметить, что матрица рассеивающего потенциала $V$ в (1.10.11) зависит только от производных $\varphi$ по $\xi$ и что $\tau$ входит в уравнение только в качестве параметра. Решение задач рассеяния такого типа дается в гл. 3, 4 и 6 . Эта задача была первоначально решена 30 лет назад Гельфандом, Левитаном, Марченко и другими (см. ссылки у Шадана и Сабатье [1977] и Аграновича и Марченко [1963]). Главный вывод относительно уравнения (1.10.11) – то, что спектр оператора постоянен во времени.’Это значит, что спектр начальных условий остается спектром для всех моментов времени $t>0$. Задача, которую решили Гельфанд и другие (известная как обратная задача рассеяния), состоит в том, чтобы построить потенциал $V(x)$ по известному спектру и известному асимптотическому поведению функции $\psi$. В нашей задаче построение потенциала равносильно нахождению решения уравнения $\sin -Г$ ордон для всех $\tau>0$.

Эта связь между некоторыми преобразованиями (впервые полученными в прошлом столетии в связи с дифференциальной геометрией) и квантовым уравнением Шрёдингера весьма примечательна, в особенности потому, что она дает метод решения задачи Коши.

Надо заметить, что уравнение Шрёдингера, которое мы здесь вывели, не совпадает с нелинейным уравнением Шрёдингера разд. 1.6, которое является совершенно самостоятельным уравнением в частных производных. Эти уравнения не следует путать.

Теперь, когда мы установили связь между одним солитонным уравнением и одной задачей квантовой физики, надо разобраться в ней более детально. Исторически данный выше вывод не совпадает с тем, которым эта связь была установлена первоначально. Впервые это сделали Гарднер и др. [1967l, которые увидели, как связать уравнение КдФ с задачей рассеяния для скалярного уравнения Шрёдингера. Это другая тема, и мы вернемся к ней в гл. 3. Следующая глава – небольшое, но необходимое отступление, в котором даются основы квантовой теории рассеяния, имеющие большое значение в дальнейшем. Те, кто знаком с квантовой механикой или с обратной задачей, могут перейти сразу к гл. 3.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru