Главная > СОЛИТОНЫ и нелинейные волновые уравнения (Р Додд, Дх:Эйлбек, Дж.Гиббон, Х.Моррис)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

До сих пор мы говорили о решениях в виде уединенных волн, которые, если пользоваться весьма расплывчатым определением, представляют собой просто волны, распространяющиеся без изменения формы и в какой-то мере локализованные. Скотт Расселл особо интересовался уединенными волнами на мелкой воде, и, как отмечалось в разд. 1.1, он дал название этим волнам. Однако существует много уравнений, имеющих решение в виде уединенной волны в смысле того определения, которое было дано выше. Слово «солитон» впервые встречается в работе Забуски и Крускала [1965]. Крускал в течение некоторого времени интересовался задачей ФПУ и в особенности тем, почему имеет место рекуррентность. Он изучал некоторые движения нелинейной цепочки, о которых шла речь в предыдущем разделе. Забуски и Крускал описывают численное изучение уравнения КдФ с множителем $\delta^{2}$ перед членом $\partial^{3} u / \partial x^{3}$. Они выбрали $\delta=0.022$, периодические граничные условия, такие, что $u(x, t)=u(x+2, t)$, и периодическое начальное условие $u(x, 0)=\cos x$. Они заметили, что сначала волна становится круче в тех областях, где ее наклон отрицателен, вследствие того, что нелинейность доминирует над третьей производной благодаря малости $\delta^{2}$. По мере того как волна становится круче, член $\delta^{2} u_{x x x}$ становится более существенным и уравнивается по порядку величины с нелинейностью. Они заметили, что слева от того места, где волна становится круче, развиваются осцилляции, каждая из которых растет и в конце концов достигает устойчивой амплитуды и становится по форме почти идентичной решению в виде уединенной волны (1.2.3), каждая со своим значением $a$. Замечательным свойством этих уединенных волн является их взаимодействие друг с другом, когда они проходят через циклы эволюции, навязанные периодическими граничными условиями. Они проходят друг через друга без изменения форм и лишь с небольшим изменением фаз. Этот фазовый сдвиг приводит к тому, что начальное состояние не повторяется в точности, но все же почти повторяется, как в задаче ФПУ.

Забуски и Крускал назвали эти уединенные волны солитонами именно потому, что когда две или больше уединенных волны

КдФ сталкиваются, то они не разрушаются и не рассеиваются. Греческое окончание «он» обычно используется для частиц, и поэтому слово «солитон» призвано как бы подчеркнуть тот факт, что уединенные волны ведут себя подобно частицам.

Это «частицеподобное» поведение на самом деле не зависит от периодичности в граничных условиях. Мы можем численно ре-

Рис. 1.4. Столкновение двух уединенных волн, описываемых уравнением КдФ.

шить уравнение КдФ при граничных условиях $u \rightarrow 0$ при $x \rightarrow \infty$ и взять в качестве начальных условий два существенно разных решения уравнения КдФ, имеющих вид уединенных волн, и таких, что более высокая и, соответственно, более быстрая волна расположена левее. С течением времени более быстрая волна нагоняет меньшую и сталкивается с ней. Это изображено на рис. 1.4. Каждый волновой профиль – это график функции $u(x, t)$ от $x$ для некоторого фиксированного момента времени $t$. В целом рисунок представляет собой наложение некоторого количества таких профилей для возрастающей последовательности моментов времени $t$, отделенных равными промежутками.

Два солитона достаточно отделены друг от друга до столкновения, в середине рисунка сходятся и потом снова разделяются. Тот факт, что траектории каждого солитона в плоскости $(x, t)$ не совпадают до и после столкновения, показывает, что каждый из них претерпевает фазовый сдвиг. Заметим, кроме того, что максимум в области столкновения меньше амплитуды большего солитона, что указывает на отсутствие линейной суперпозиции в центре.

Уединенные волны после столкновения сохраняют в точности первоначальную форму, и это удивительно, поскольку можно было бы думать, что сильная нелинейность в процессе столкновения разрушит их. Это свойство важно, поскольку оно показывает, что энергия может распространяться в виде локализованных устойчивых «пакетов» без рассеяния. Такое поведение решений не является свойством одного лишь уравнения КдФ, тем же свойством обладают уравнения мКдФ, уравнение Буссинеска, а также многие другие уравнения.

Важно понимать, что большинство нелинейных уравнений в частных производных, обладающих решениями в виде уединенных волн, не имеют решений, ведущих себя как солитоны. Некоторые из таких уравнений имеют решения, ведущие себя почти как солитоны, в том смысле, что когда две уединенных волны встречаются, то после столкновения они возрождаются с малыми изменениями профиля, и лишь малое количество энергии теряется при этом в виде последующих колебаний. Такое поведение часто называют солитоноподобным, или говорится, что столкновение уединенных волн демонстрирует неупругое солитонное поведение. Однако терминология несколько неупорядоченна и различается в разных областях. Например, в физике частиц и в физике твердого тела взаимная проницаемость волн не так важна в сравнении с другими частицеподобными свойствами, такими как локализуемость и конечность энергии. В связи с этим существуют модели, в которых волны не являются, строго говоря, солитонами в смысле данного выше определения (см. разд. 1.9 этой главы), но специалисты в соответствующих областях называют их солитонами. Однако мы будем строго придерживаться данного выше определения. Форма волны не является важной частью определения солитона. Солитоны уравнения КдФ имеют форму (sech $)^{2}$, в то время как солитоны модифицированного КдФ – только sech. Слово солитон в большей степени указывает на частицеподобные свойства, чем на форму. Очевидно, что солитонное поведение имеет глубокий математический смысл и представляет собой нечто большее, чем просто привлекательный результат. Задачей глав 3,4 и 6 будет, в частности, попытка понять эту проблему и увидеть, чем отличаются уравнения, обладающие солитонными свойствами, от прочих.

Один солитон в виде бегущей волны легко найти простым интегрированием, но в этом мало пользы, если мы захотим описать аналитической формулой столкновение двух солитонов, которые получены при численном интегрировании (рис. 1.4). В гл. 3 и 4, в частности, будут рассматриваться аналитические методы, позволяющие описывать столкновение целой цепочки солитонов, а также при некоторых условиях находить функцию $u(x, t)$ по известным начальным данным $u(x, 0)$. Эта задача трудна, и поэтому мы предпошлем некоторым результатам этих глав вычисление двухсолитонных решений другими средствами. Это позволит нам изучить некоторые свойства солитонных столкновений, не запутываясь слишком глубоко в более сложных выкладках, которые мы собираемся описать в гл. 3 и 4 . Для нахождения этого решения мы сделаем вначале преобразование, которое сведет уравнение КдФ к однородному уравнению.
Рассмотрим уравнение КдФ
\[
u_{x x x}+12 u u_{x}+u_{t}=0,
\]

которое при замене $u=w_{x^{\prime}}$ сводится к виду
\[
w_{x x x}+6 w_{x}^{2}+\omega_{i}=0 .
\]

Преобразование
\[
w=\frac{\partial}{\partial x} \log f
\]

сводит уравнение КдФ к однородному уравнению относительно функции $f(x, t)$ (Хирота [1971]):
\[
f f_{x x x x}-4 f_{x} f_{x x x}+3 f_{x x}^{2}+f f_{x t}-f_{x} f_{i}=0 .
\]

Преобразование (1.4.3) известно под названием преобразования Коула-Хопфа (Коул [1951], Хопф [1950]). Мы его обсудим ниже в разд. 1.8. Константа перед производной в (1.4.3), которая в данном случае равна единице, может быть подобрана в зависимости от значения множителя перед нелинейным членом в (1.4.1) таким образом, чтобы члены третьей и четвертой степени относительно функции $f$ и ее производных взаимно погасились. Пытаясь решить (1.4.4), заметим для начала, что единственная форма солитонной волны, представленная формулой (1.2.3), получается в том случае, если положить
\[
f=1+\exp \theta_{1} ; \theta_{i}=a_{1} x-a_{i}^{3}(t)+\delta_{i} .
\]

Это наводит на мысль рассмотреть решение в форме
\[
f=1+\sum_{n=1}^{N} \varepsilon^{n(n)} .
\]

Множитель $\varepsilon$ является удобным параметром разложения. Подставляя (1.4.6) в (1.4.4) и приравнивая коэффициенты при разных степенях $\varepsilon$, получаем следующие уравнения:
\[
\begin{aligned}
\varepsilon: & f_{x x x x}^{(1)}+f_{x t}^{(1)}=0, \\
\varepsilon^{2}: & f_{x x x x}^{(2)}+f_{x t}^{(2)}=-\left[f^{(1)} f_{x x x x}^{(1)}-4 f_{x}^{(1)} f_{x x x}^{(1)}+\right. \\
& \left.+3 f_{x x x}^{(1)^{3}}+f^{(1)} f_{x t}^{(1)}-f_{x}^{(1)} f_{t}^{(1)}\right],
\end{aligned}
\]

\[
\begin{aligned}
\varepsilon^{3}: & f_{x x x x}^{(3)}+f_{x t}^{(3)}=-\left[f^{(1)} f_{x x x x}^{(2)}-4 f_{x}^{(1)} f_{x x x}^{(2)}-4 f_{x x x}^{(1)} f_{x}^{(2)}+\right. \\
& +6 f_{x x}^{(1)} f_{x x}^{(2)}+f^{(2)} f_{x x x}^{(1)}+f^{(2)} f_{x t}^{(1)}-f_{x}^{(1)} f_{t}^{(2)}+ \\
& \left.+f^{(1)} f_{x t}^{(2)}-f_{t}^{(1)} f_{x}^{(2)}\right] .
\end{aligned}
\]

В порядке $O(\varepsilon)$ мы можем легко найти в качестве точного решение с одной экспонентой (1.4.5). Однако поскольку это линейное уравнение, то мы можем рассматривать в качестве решения сумму любого числа экспоненциальных слагаемых. Здесь мы ограничимся двумя:
\[
\begin{aligned}
f^{(1)} & =\exp \theta_{1}+\exp \theta_{2}, \\
\theta_{i} & =a_{i} x-a_{i}^{3} t+\delta_{i} .
\end{aligned}
\]

Это точное решение мы можем подставить в правую часть уравнения для порядка $O\left(\varepsilon^{2}\right)$. При этом получится:
\[
f_{x x x x}^{(2)}+f_{x t}^{(2)}=3 a_{1} a_{2}\left(a_{1}-a_{2}\right)^{2} \exp \left(\theta_{1}+\theta_{2}\right),
\]

что после интегрирования дает
\[
f^{(2)}=\left(\frac{a_{1}-a_{2}}{a_{1}+a_{2}}\right)^{2} \exp \left(\theta_{1}+\theta_{2}\right) .
\]

Большинство итерационных процессов приводят к бесконечным рядам. В нашем случае подстановка $f^{(1)}$ и $f^{(2)}$ в правую часть уравнения для $O\left(\varepsilon^{3}\right)(1.4 .7)$ дает замечательный результат: эта правая часть равна нулю. Этот результат сводит уравнение для $O\left(\varepsilon^{3}\right)$ к виду
\[
f_{x x x x}^{(3)}+f_{x t}^{(3)}=0 .
\]

Теперь можно взять решение $f^{(3)}=0$ и легко убедиться в том, что при таком решении для $f^{(3)}$ все последующие $f^{(n)}=0(n>3)$. Эта конечность рядов для $f$ чрезвычайно важна для нахождения точного решения. Множители $\varepsilon$ могут быть ликвидированы путем соответствующих изменений фаз $\theta$, и таким образом мы получим точное двухсолитонное решение:
\[
\begin{array}{l}
u=\frac{\partial^{2}}{\partial x^{2}} \log f(x, t), \\
f=1+\exp \left(\theta_{1}\right)+\exp \theta_{2}+A \exp \left(\theta_{1}+\theta_{2}\right), \\
A=\left(\frac{a_{1}-a_{2}}{a_{1}+a^{2}}\right)^{2} .
\end{array}
\]

Точно такой же процесс пригоден и для трехпараметрического решения, но алгебраические выкладки становятся довольно громоздкими. Хирота [1971] нашел таким образом $N$-солитонное решение уравнения КдФ, и использованный выше метод редукции уравнения к одному или нескольким билинейным уравнениям стал известен под названием метода Хироты (Хирота [1974]).

Можно проанализировать формулу (1.4.13) для случая, когда два солитона достаточно далеки друг от друга. Возьмем $a_{1}>$ $>a_{2}>0$. Для первого солитона, характеризующегося $\theta_{1}$, находим, что область его максимума находится вблизи $\theta_{1} \simeq 0$, т. е. в области на оси $x$, где $x \simeq a_{1}^{2} t$. Отсюда следует, что $\theta_{2}=\left(a_{1}^{2}-a_{2}^{2}\right) t$, и, таким образом,
\[
\begin{array}{lll}
\theta_{2} \simeq 0: & \theta_{1} \rightarrow+\infty & t \rightarrow+\infty, \\
& \theta_{1} \rightarrow-\infty & t \rightarrow-\infty
\end{array}
\]

Аналогично в области расположения второго солитона имеем
\[
\theta_{2} \approx 0: \quad \theta_{1} \rightarrow \mp \infty, \quad t \rightarrow \pm \infty .
\]

Прежде чем продолжать, полезно заметить, что любая комбина: ция экспонент может быть вынесена за скобки в выражении для $f$, если принять во внимание преобразование Коула-Хопфа в (1.4.13). Используя это своӥство и беря пределы, вычисленные выше для $f$, найдем, что асимптотически решение получается таким:
\[
u \sim \sum_{i=1}^{2} \frac{1}{4} a_{i}^{2} \operatorname{sech}^{2} \frac{1}{2}\left(\theta_{i}+\Delta_{i}^{ \pm}\right), \quad t \rightarrow \pm \infty,
\]

где
\[
\begin{array}{ll}
\Delta_{1}^{(+)}=\log A, & \Delta_{1}^{(-)}=0, \\
\Delta_{2}^{+}=0, & \Delta_{2}^{(-)}=\log A .
\end{array}
\]

Следовательно,
\[
\begin{array}{l}
\Delta_{1}^{(+)}-\Delta_{1}^{(-)}=\log A<0, \\
\Delta_{2}^{(+)}-\Delta_{2}^{(-)}=-\log A>0 .
\end{array}
\]

Результат, выражаемый равенствами (1.4.17), состоит в том, что больший солитон $\left(a_{1}\right)$ сдвинулся вперед, а меньший солитон $\left(a_{2}\right)$ – назад в сравнении с тем, как они двигались бы, если бы взаимодействия между ними не произошло.

Траектории максимумов солитонов на рис. 1.4 отчетливо иллюстрируют этот результат. Считать ли, что столкновение солитонов – это процесс, при котором они проходят друг через друга, или же считать, что они при этом меняются ролями, – это только вопрос интерпретации. В конце концов уравнение (1.4.17) показывает, что общий фазовый сдвиг системы равен нулю, и это означает, что центр масс остается неподвижным.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru