Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава I. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ1.1. СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «СТАТИСТИКА»В Оксфордском словаре английского языка приведено следующее разъяснение термина «статистика»: собранные и классифицированные числовые данные и сведения. Таким образом, можно говорить о статистике образования, финансовой статистике, статистике промышленности и т. д. В том же словаре дается и другое рячъяпнение этого термина: в более старой трактовке статистика — один из разделов науки об управлении государством, сбор, классификация и обсуждение сведений о состоянии общества и государства. В настоящее время — наука, изучающая методы сбора и обраоотки фактов и данных, относящихся к человеческой деятельности и природным явлениям. Итак, устаревшее определение, если его освободить от связи с государством, окажется не слишком отличающимся от современного то листания. Это «современное» определение удивительно старомодно, поскольку в нем не отражен ключевой аспект — интерпретация данных. Определение, вполне приемлемое для большинства практических работников, можно сфбрмулировать, перефразировав приведенное в Оксфордском словаре: в настоящее время статистика — наука, изучающая методы сбора и интерпретации числовых данных. Здесь интерпретация данных рассматривается как существенный аспект. Трудно дать краткое и в то же время исчерпывающее определение статистики — дисциплины с такой широкой и разнообразной областью приложения. Однако в первом приближении можно сказать, что главная цель статистики — получение осмысленных заключений из несогласованных (подверженных разбросу) данных. Действительно, исключая тривиальные ситуации, реальные данные всегда являются несогласованными, что требует применения статистических методов. Рассогласованность (разброс) между индивидуальными наблюдениями может быть, например, обусловлена ошибкой, как при считывании позиции указателя, когда он расположен между двумя делениями шкалы прибора. Изменчивость может быть также следствием флуктуаций во внешней среде, как, например, в случае мерцания звезд из-за флуктуаций в атмосфере, или следствием неравномерности работы электронного оборудования при передаче сообщений по радио или телеграфу. (В последнем случае для характеристики ситуации используется термин «шум».) Можно еще привести пример обследования части генеральной совокупности, индивидам которой присуща врожденная изменчивость измеряемой характеристики (например, рост двадцатилетних студентов мужского пола). Чаще всего ситуация слишком сложна, чтобы ее можно было изучить на основе полного описания, отражающего все детали. Поэтому обычно применяется некоторая математическая модель явления. Она, по замыслу, должна воспроизводить его существенные черты и исключать те, которые предполагаются несущественными. Такая модель использует законы науки, приложимые к рассматриваемой ситуации, и обычно включает в себя детерминистские и стохастические (случайные) элементы. Последние в свою очередь представлены некоторой вероятностной моделью, необходимой для объяснения математической модели и проверки истинности того, что статистические выводы, строго говоря, применимы. Пример 1.1.1. Молоко и вес детей. Рассмотрим, влияет ли регулярное потребление молока на физическое развитие школьников. Прежде чем попытаться получить ответ, мы должны решить, какое количество молока (полпинты в день?) должно быть взято, за какой период (год?), какого возраста дети ( режимом питания и Это в принципе простой пример, но он иллюстрирует некоторые главные черты статистического вывода. Прежде всего сбор данных должен быть организован так, чтобы выполнялись требования теории вероятностей: обследование должно быть правильно спланировано, и выборочный метод должен соответствовать поставленной цели. Далее характеристики жизни детей, несущественные для исследования, необходимо исключить из рассмотрения. Тогда модель будет основана на упрощающем предположении, что при правильном планировании вариабельность может быть объяснена в терминах выбранного семейства распределений [см. II, гл. 4 и 11]. Выбор такого семейства (нормального в нашем примере) является результатом компромисса между сложностью реальности и простотой, необходимой для получения правильных количественных заключений с наименьшими вычислительными трудностями. Чтобы гарантировать истинность этого выбора, возможно, понадобятся дальнейшие исследования. В рассмотренном примере модель проста: наблюдениями является вес детей, а в качестве исследуемого эффекта взято различие между конечным и исходным весом. В хорошо разработанном эксперименте наблюдения могли бы быть выражены в виде более сложных функций переменных и/или параметров, предлагаемых или необходимых в данной области науки. Некоторые (или все) из этих переменных могли бы рассматриваться как подверженные случайному разбросу, что требует толковать их как случайные переменные. Могли бы быть подобраны подходящие семейства распределений и оценены соответствующие параметры. Затем, как и в вышеприведенном примере, следовала бы процедура, подтверждающая пригодность модели в целом. Например, наблюдениями могло бы быть количество осадков, измеряемых в 20 соседних городах за каждый из 100 последовательных четвертьчасовых интервалов. Модель, основанная на радиометеорологии, могла бы связать осадки в данном месте как функцию времени с зарождением, ростом, распадом облачных масс. В качестве переменных тогда можно было бы использовать темп зарождения облачности (возможно, как двумерный пуассоновский процесс [см. II, раздел 20.1.7]) и параметры, описывающие форму облаков и скорость их роста и распада. Пример 1.1.2. Эксперимент по определению смертельной дозы инсектицида. Другой пример, детально описанный в разделе 6.6, связан с оценкой смертности насекомых в зависимости от дозы применяемого инсектицида. Действие различных доз инсектицида измеряется числом насекомых, погибших после применения соответствующей дозы. При очень низкой дозировке насекомые не погибают, при очень высокой погибают все. В то же время при промежуточных дозах процент погибших насекомых, который подвержен экспериментальному разбросу и зависит от многих факторов, в среднем возрастает с увеличением дозы. Необходимо: а) подобрать правдоподобную параметрическую модель для описания «кривой роста» доли погибших насекомых в зависимости от дозировки; б) оценить параметры этой кривой и проверить, что результирующая кривая действительно является приемлемой моделью; в) получить значение дозировки, при которой погибает 50% насекомых (эта величина будет служить принятой мерой токсичности), вместе с оценкой ее надежности. Приведенный пример показывает, что нам необходимы методы для получения хороших приближенных значений параметров («оценок»), характеризующих член выбранного семейства вероятностных распределений, а также методы для описания точности этих оценок. Оценка точности должна подсказать, являются ли различия в оценках параметров настолько значимыми, чтобы можно было говорить о различиях между действительными (неизвестными) значениями параметров. Она необходима также для того, чтобы проверить, дает ли избранное семейство распределений приемлемую модель для наблюдаемых данных. Таковы наиболее важные черты статистического вывода. Они детально описаны в последующих главах настоящего Справочника наряду с некоторыми другими подходами, основанными на них. Введение в статистический вывод содержится в работе [Barnett (1982), гл. 1].
|
1 |
Оглавление
|