Главная > Справочник по прикладной статистике. Том 1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Глава I. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ

1.1. СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «СТАТИСТИКА»

В Оксфордском словаре английского языка приведено следующее разъяснение термина «статистика»: собранные и классифицированные числовые данные и сведения. Таким образом, можно говорить о статистике образования, финансовой статистике, статистике промышленности и т. д.

В том же словаре дается и другое рячъяпнение этого термина: в более старой трактовке статистика — один из разделов науки об управлении государством, сбор, классификация и обсуждение сведений о состоянии общества и государства. В настоящее время — наука, изучающая методы сбора и обраоотки фактов и данных, относящихся к человеческой деятельности и природным явлениям.

Итак, устаревшее определение, если его освободить от связи с государством, окажется не слишком отличающимся от современного то листания. Это «современное» определение удивительно старомодно, поскольку в нем не отражен ключевой аспект — интерпретация данных.

Определение, вполне приемлемое для большинства практических работников, можно сфбрмулировать, перефразировав приведенное в Оксфордском словаре: в настоящее время статистика — наука, изучающая методы сбора и интерпретации числовых данных. Здесь интерпретация данных рассматривается как существенный аспект.

Трудно дать краткое и в то же время исчерпывающее определение статистики — дисциплины с такой широкой и разнообразной областью приложения. Однако в первом приближении можно сказать, что главная цель статистики — получение осмысленных заключений из несогласованных (подверженных разбросу) данных.

Действительно, исключая тривиальные ситуации, реальные данные всегда являются несогласованными, что требует применения статистических методов. Рассогласованность (разброс) между индивидуальными наблюдениями может быть, например, обусловлена ошибкой, как при считывании позиции указателя, когда он расположен между двумя делениями шкалы прибора. Изменчивость может быть также следствием флуктуаций во внешней среде, как, например, в случае мерцания звезд из-за флуктуаций в атмосфере, или следствием неравномерности работы электронного оборудования при передаче сообщений по радио или телеграфу. (В последнем случае для характеристики ситуации используется термин «шум».) Можно еще привести пример обследования части генеральной совокупности, индивидам которой присуща врожденная изменчивость измеряемой характеристики (например, рост двадцатилетних студентов мужского пола).

Чаще всего ситуация слишком сложна, чтобы ее можно было изучить на основе полного описания, отражающего все детали. Поэтому обычно применяется некоторая математическая модель явления. Она, по замыслу, должна воспроизводить его существенные черты и исключать те, которые предполагаются несущественными. Такая модель использует законы науки, приложимые к рассматриваемой ситуации, и обычно включает в себя детерминистские и стохастические (случайные) элементы. Последние в свою очередь представлены некоторой вероятностной моделью, необходимой для объяснения математической модели и проверки истинности того, что статистические выводы, строго говоря, применимы.

Пример 1.1.1. Молоко и вес детей. Рассмотрим, влияет ли регулярное потребление молока на физическое развитие школьников. Прежде чем попытаться получить ответ, мы должны решить, какое количество молока (полпинты в день?) должно быть взято, за какой период (год?), какого возраста дети ( — лет?) и какой аспект (или аспекты) их физического развития должен быть измерен (их вес?). Простой метод взвешивания детей до и после периода регулярного потребления молока непригоден, так как при этом невозможно отделить приращение веса, обусловленное потреблением молока, от того, которое произошло независимо от его потребления. Чтобы выявить эти составляющие, необходимо сравнить группу детей, находящихся на молочной диете, с контрольной группой детей с обычным режимом питания (который должен быть определен). Для отнесения детей к группе с молочной диетой и к контрольной группе можно было бы применить какой-либо из методов, предполагающих процедуры рандомизации, что позволило бы рассматривать индивидуальные изменения веса как реализации независимых случайных величин [см. II, определение 4.4.1]. В первом приближении, но с достаточной точностью эти изменения веса могли бы рассматриваться как нормально распределенные [см. II, раздел 11.4] со стандартным отклонением а и с математическим ожиданием для группы детей с обычным

режимом питания и для группы детей с молочной диетой. Здесь — неизвестные параметры. Подходящие приближения для их значений, называемые «оценками», могли бы быть выведены из данных. Исходный вопрос «Ведет ли увеличенное потребление молока к возрастанию веса?» превращается в следующий: «Является ли различие между оценками значимым, т. е. достаточно ли оно велико, чтобы позволить нам учесть случайные эффекты и заключить, что действительно больше, чем и если это так, то сколь значительно и насколько точно оценено различие?».

Это в принципе простой пример, но он иллюстрирует некоторые главные черты статистического вывода. Прежде всего сбор данных должен быть организован так, чтобы выполнялись требования теории вероятностей: обследование должно быть правильно спланировано, и выборочный метод должен соответствовать поставленной цели. Далее характеристики жизни детей, несущественные для исследования, необходимо исключить из рассмотрения. Тогда модель будет основана на упрощающем предположении, что при правильном планировании вариабельность может быть объяснена в терминах выбранного семейства распределений [см. II, гл. 4 и 11]. Выбор такого семейства (нормального в нашем примере) является результатом компромисса между сложностью реальности и простотой, необходимой для получения правильных количественных заключений с наименьшими вычислительными трудностями. Чтобы гарантировать истинность этого выбора, возможно, понадобятся дальнейшие исследования. В рассмотренном примере модель проста: наблюдениями является вес детей, а в качестве исследуемого эффекта взято различие между конечным и исходным весом. В хорошо разработанном эксперименте наблюдения могли бы быть выражены в виде более сложных функций переменных и/или параметров, предлагаемых или необходимых в данной области науки. Некоторые (или все) из этих переменных могли бы рассматриваться как подверженные случайному разбросу, что требует толковать их как случайные переменные. Могли бы быть подобраны подходящие семейства распределений и оценены соответствующие параметры. Затем, как и в вышеприведенном примере, следовала бы процедура, подтверждающая пригодность модели в целом.

Например, наблюдениями могло бы быть количество осадков, измеряемых в 20 соседних городах за каждый из 100 последовательных четвертьчасовых интервалов. Модель, основанная на радиометеорологии, могла бы связать осадки в данном месте как функцию времени с зарождением, ростом, распадом облачных масс. В качестве переменных тогда можно было бы использовать темп зарождения облачности (возможно, как двумерный пуассоновский процесс [см. II, раздел 20.1.7]) и параметры, описывающие форму облаков и скорость их роста и распада.

Пример 1.1.2. Эксперимент по определению смертельной дозы инсектицида. Другой пример, детально описанный в разделе 6.6, связан с оценкой смертности насекомых в зависимости от дозы

применяемого инсектицида. Действие различных доз инсектицида измеряется числом насекомых, погибших после применения соответствующей дозы. При очень низкой дозировке насекомые не погибают, при очень высокой погибают все. В то же время при промежуточных дозах процент погибших насекомых, который подвержен экспериментальному разбросу и зависит от многих факторов, в среднем возрастает с увеличением дозы. Необходимо: а) подобрать правдоподобную параметрическую модель для описания «кривой роста» доли погибших насекомых в зависимости от дозировки; б) оценить параметры этой кривой и проверить, что результирующая кривая действительно является приемлемой моделью; в) получить значение дозировки, при которой погибает 50% насекомых (эта величина будет служить принятой мерой токсичности), вместе с оценкой ее надежности.

Приведенный пример показывает, что нам необходимы методы для получения хороших приближенных значений параметров («оценок»), характеризующих член выбранного семейства вероятностных распределений, а также методы для описания точности этих оценок. Оценка точности должна подсказать, являются ли различия в оценках параметров настолько значимыми, чтобы можно было говорить о различиях между действительными (неизвестными) значениями параметров. Она необходима также для того, чтобы проверить, дает ли избранное семейство распределений приемлемую модель для наблюдаемых данных. Таковы наиболее важные черты статистического вывода. Они детально описаны в последующих главах настоящего Справочника наряду с некоторыми другими подходами, основанными на них. Введение в статистический вывод содержится в работе [Barnett (1982), гл. 1].

1
Оглавление
email@scask.ru