Главная > Справочник по прикладной статистике. Том 1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

4.5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ПРИ НЕСКОЛЬКИХ ПАРАМЕТРАХ

Из числа вопросов, возникающих при переходе к доверительным интервалам для нескольких параметров, выделим следующие:

1) можно ли получить индивидуальные (отдельные) доверительные интервалы для каждого из параметров?

можно ли получить доверительные интервалы для различных комбинаций параметров, таких, как их сумма, разность, отношение и т. д.?

3) можно ли получить (многомерные) доверительные области для нескольких параметров сразу?

Эти и близкие им проблемы излагаются в гл. 8 в аспекте дисперсионного анализа. Вопросы 1) и 2) мы коротко обсудим в этом разделе. Более глубокое рассмотрение, затрагивающее также вопрос 3), содержится в разделе 4.9.

4.5.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Прежде всего мы приведем примеры индивидуальных доверительных интервалов для каждого из одномерных параметров, взяв дисперсию и математическое ожидание семейства [см. пример 4.5.1], а также каждый из трех параметров, рассматриваемых в теории линейной регрессии [см. пример 4.5.3].

Пример 4.5.1. Доверительные интервалы для дисперсии (или для стандартного отклонения) распределения. Пусть — выборка из нормального распределения. Тогда при статистика несмещенная оценка есть реализация случайной величины , где — независимые случайные величины, . Тогда величина распределена по закону , т. е. по закону степенями свободы [см. раздел 2.5.4, II, раздел 11.4.11].

Для нее мы можем построить симметричный -ный вероятностный интервал , где определяются так, чтобы

Значения могут быть найдены по таблицам распределения [см. приложение 6]. Тогда с вероятностью

или, что равносильно,

Это в свою очередь равносильно

Таким образом, -ные доверительные интервалы для следующие:

а для

В этом примере наличие второго неизвестного параметра ничуть не изменило нашего вывода [ср. с примером 5.8.6]. Данные, представленные в табл. 4.5.1, связаны с эффективностью двух разных видов снотворного [см. Fisher (1970)-С]. Пациенты принимали каждый из этих препаратов через промежутки времени достаточно большие, чтобы можно было считать его действие независимым.

Таблица 4.5.1. (см. скан) Перепечатано с разрешения Macmillan Publishing Company из книги Statistical Methods foi Research Vorkers, 14th edition, by Sir Ronald A. Fischer, copyright 1970 University of Adelaide

Числа в последнем столбце могут рассматриваться как независимые наблюдения над мерой сравнительной эффективности препаратов, за которую здесь взята разность их действия. Мы предполагаем, что — распределены нормально с параметрами , и берем качестве оценки для статистику

с

Итак, оценки для есть соответственно. Симметричный 95%-ный вероятностный интервал для с 9 степенями свободы следовательно, 95%-ный доверительный интервал для т. е. (0,716, 5,044). Соответствующий интервал для

Пример 4.5.2. Доверительный интервал для математического ожидания нормального распределения.

а) Значение дисперсии известно. Этот случай рассмотрен в примере 4.2.1 для выборки -ный доверительный интервал для есть , где х — среднее выборки.

б) Значение дисперсии неизвестно. Вот метод оценки «на скорую руку» с использованием стандартной ошибки: заменяем неизвестное значение а в его оценкой . В более общем случае предположим, что — несмещенная оценка параметра в и выборочное распределение приближенно нормальное; тогда, грубо говоря, 95%-ный доверительный интервал для есть

где означает стандартную ошибку в (т. е. подходящую оценку выборочного стандартного отклонения . Это имеет некоторое отношение к методу наибольшего правдоподобия.

в) Значение дисперсии неизвестно. Вычисление точных доверительных интервалов с помощью распределения Стьюдента. Здесь возникает новое осложнение: мы ищем доверительный интервал для одного параметра когда значение другого неизвестно. Эта задача была блестяще решена на основе идеи Стьюдента, которая состоит в исключении с помощью процесса, известного теперь как «стьюдентизация». Если выборка из и

то величина инвариантна относительно изменения значений если о заменить на то тем не менее

Удобнее использовать величину

которую называют величиной Стьюдента с степенями свободы. Она имеет не зависящее от параметра выборочное распределение [см. раздел 2.5.5] и, следовательно, является опорной для .

Это распределение симметрично, и если а — значение, которое не превосходит с вероятностью то -ный доверительный интервал для есть

Значения а, соответствующие рассматриваемым могут быть найдены из таблиц [см. приложение 5, ср. с примером 5.8.2]. Если, например, , то число степеней свободы 9, и, взяв мы получим для а значение 2,262. Если взять те же исходные данные, что в примере 4.5.1, то мы будем иметь . Таким образом, 95%-ный доверительный интервал для будет

или

Это показывает, что разница в действии лекарств существует: добавочное время сна после приема препарата В превышает время после приема препарата А в среднем на (или, более точно, на (с 95%-ной точностью)). Численные значения, использованные здесь, показаны на графике распределения Стьюдента на рис. 4.5.1.

Интуитивный подход, продемонстрированный в примере 4.1.1, находит применение и здесь: нужно только заменить плотность

Рис. 4.5.1. Плотность распределения Стьюдента с 9 степенями свободы

Рис. 4.5.2. — неправдоподобно большое отрицательное значение величины — слишком сильно превосходит Аналогично соответствует слишком малому значению соответствует правдоподобному значению

нормального распределения из примера 4.1.1 на плотность распределения Стьюдента.

На рисунке 4.5.2 изображен график плотности распределения Стьюдента с 9 степенями свободы, при разных значениях,

Значение для и, следовательно, соответствующее значение а именно слишком маловероятно, чтобы можно было его принять. То же относится и к . Значение лежит в зоне больших значений плотности, так что совместимо с исходными данными. Условная граница между «приемлемыми» и «неприемлемыми» значениями -ной точностью) определяется точками и на рис. 4.5.1, где — квантиль уровня 0,025 и — квантиль уровня 0,975 распределения Стьюдента с 9 степенями свободы. Эти значения следующие: а доверительный интервал где

Пример 4.5.3. Простая линейная регрессия. Если пара случайных величин имеет совместное распределение [см. II, раздел 13.1.1], то условное математическое ожидание [см. II, раздел 8.9] называется регрессией на X. Если линейна по х, скажем, , то мы имеем простую линейную регрессию. Если наблюдаемое значение У соответствующее заранее заданному значению есть , то удобно переписать формулу для в виде

где Если условное распределение У при фиксированном при любом х, то оценки наибольшего правдоподобия для [см. пример 6.4.4] будут следующими:

а соответствующая несмещенная оценка для равна:

Легко видеть, что величины

и

будут иметь распределение Стьюдента [см. раздел 2.5.5] с степенями свободы, в то время как величина имеет распределение степенями свободы. Таким образом, 95%-ные доверительные интервалы для будут следующими:

[ср. с примером 4.2.2] и

[ср. с примером 4.4.1], где — верхняя -нач точка распределения Стьюдента с степенями свободы, — нижняя и верхняя -ные точки случайной величины, распределенной по закону степенями свободы [см. также пример 4.5.4 и раздел 5.8.5]. Численный пример и более подробное обсуждение линейной регрессии содержатся в разделе 6.5.

1
Оглавление
email@scask.ru