Главная > Работы по теории информации и кибернетики (1963)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

8. Другой тип стратегии

Описанные выше стратегии не исчерпывают, конечно, всех возможностей. Несомненно существуют другие типы стратегий, при которых машинное время будет использоваться более

эффективно. Даже с теми улучшениями, которые были рассмотрены выше, стратегия машины носит медлительный характер. Слишком много «грубой силы» тратит она на вычисления, а не на логический анализ позиции. Она играет подобно начинающему шахматисту, которому рассказали о принципах игры и который владеет огромной энергией и точностью расчетов, но не имеет опыта игры. Шахматный мастер, с другой стороны, знает сотни, а может быть, и тысячи стандартных позиций, привычных комбинаций и типовых маневров, которые встречаются неоднократно в партиях. Имеются, например, стандартные жертвы коня на или слона на стандартные маты, например мат Филидора, маневры, связанные с вилками, связками, вскрытиями, превращениями и т. д. В данной позиции он обнаруживает много сходства со знакомыми ему случаями и это направляет его мысль на исследование тех вариантов, в которых вероятность успеха наибольшая.

Нет никаких причин, препятствующих написанию программы, реализующей стратегию, основанную на использовании «типовых позиций». Однако на этом пути потребуется тщательный анализ шахматной игры. Хотя существует много книг, анализирующих комбинационную игру и середину игры, они написаны для восприятия человеком, а не машиной. Вполне возможно указать человеку один или два специфических примера общей ситуации, чтобы дать ему понять и научить его применять общий принцип, заложенный в них. Для вычислительной машины должна быть дана точная и совершенно полная информация со всеми ограничениями, специальными случаями и т. д., которые надо принять в расчет. Мы склонны верить, однако, что программа с использованием такой информации сильно увеличила бы эффективность игры.

Для программирования такой стратегии можно полагать, что любая позиция сопровождается соответствующим образом закодированным тщательным анализом ее тактической структуры. Такие аналитические данные утверждают, например, что черный конь на связан ферзем, что белая ладья на не может оставить своей горизонтали вследствие возможности мата на что белый конь на не имеет возможности пойти и т. д. Короче, описываются все факты, которым игрок уделяет внимание при анализе тактических возможностей. Эти данные используются программой и изменяются ею по ходу игры. Они служат для вызова различных программ в зависимости от природы рассматриваемой позиции. Связанную фигуру нужно атаковать. Если ладья охраняет первую горизонталь, она не может защищать пешку по вертикали и т. д. Вот такими «рассуждениями» машина может находить ходы, которые нужно анализировать.

Но из сказанного не следует, что надо стараться провести в программе стратегию, моделирующую наше собственное

поведение при выборе хода за доской. Прежде всего, необходимо учитывать сильные и слабые стороны вычислительной машины. Она сильна огромной скоростью, с которой производятся отдельные операции, высокой точностью вычислений, но имеет слабые аналитические способности и возможности отождествления отдельных элементов позиции. Следовательно, она должна выполнять больше грубых вычислений, чем человек, при этом она может просмотреть до 103 вариантов при каждом ходе. Небольшое добавление избирательности в игре явится хорошим средством избежания грубых зевков и ошибок.

1
Оглавление
email@scask.ru