Главная > ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА. TОМ ТРЕТИЙ (Г. ЛАМБ)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Интересное приложение изложенной теории можно сделать при объяснении опытов, придуманных Фуко ${ }^{2}$ ) для механического доказательства вращения Земли при помощи быстро вращающегося гироскопа ${ }^{3}$ ).
1) Ряд стереоскопических и других диаграмм для траекторий полюса приводится у Грннхила (Greenhili, Proc. Lond. Math. Society, т. XXVII и Report on Gyroscope Theory, Лондон 1914). В случаях, рассмотренных в указанных работах, условия выбражы так, что кризые получаются замкнутыми.
2) L. Foucault (1819-1868) известен своими экспериментальными работами по оптике (прямое измерение скорости распространения света и пр.).
3) Термин ,гироскоп\” (жироскоп’) был, повидимому, придуман фуко в связи с указанными опытами, как комбинация двух понятий: „ращение (т. е. Земли) и ,смотреть“. Этот термин стал употребляться для всех приборов, в которых играет главную роль вращевие махового колеса. Обозначение ,гиростат“ впервые введено Кельвином для системы со скрытым маховиком, но стало затем употребляться в том же расширенмом смысле, как и гироскоп.

Если бы реакции связи и трение отсутствовали, то ось махового колеса (или вернее ось момента количеств движения) сохраняла бы свое положение в пространстве. Относительно же Земли происходило бы постоянное смещение по долготе в направлении к западу. Это и пытался обнаружить Фуко в одном из своих опытов.

С другой стороны, если ось махового колеса принуждена двигаться только в одной плоскости, то она будет стремиться приблизиться, насколько это возможно, к направлению полярной оси Земли, считая направление последней в зависимости от положительного смысла вращения.

Предположим, что ось колеса может перемещаться только в плоскости меридиана. Это можно осуцествить, например, зажимая вертикальный круг в плоскости, расположенной в направлении с востока на запад.

На приложенном изображении (фиг. 50) сферы единичного радиуса точка $P$ обозначает северный полюс Земли, $C$ – полюс махового колеса, $A$ точку запада на горизонте. Пусть ю-угловая скорость Земли, $\theta$ угол POC. Обозначая через $O$ центр сферы, мы видим, что скорость точки $C$ слагается из $\dot{\theta}$ вдоль дуги $P C$ и $\sin \theta$ параллельно $O A$. Обозначим, как обычно, главные центральные моменты инерции махового колеса через $A, A, C$, а его угловую скорость через $n$. Составляющие
Первая составляющая уничтожается реакцией связи. Рассмотрение второй составляющей приводит к уравнению
\[
A \ddot{\theta}=-C n \sin \theta+L,
\]

где $L$ обозначает момент пары сил, с. которыми действуют на ось колеса подшипники в кольце, несущем колесо.
Для движения этого кольца вокруг его диаметра, лежащего в направлении с востока на запад, мы имеем уравнение
\[
A_{1} \ddot{\theta}=-L,
\]

где $A_{1}$ – соответствующий момент инерции; откуда, полагая
\[
I=A+A_{1},
\]

находим:
\[
\ddot{i \theta}+C n \sin \theta=0 \text {. }
\]

Имеется два положения видимого равновесия $\theta=0$ и $\theta=\pi$. Если вращение $n$ положительное, т. е. правое относительно $O C$, то первое положение устойчнвое, а второе неустойчивое. Период малого колебания -коло положения устоиччивого равновесия равен:
\[
2 \pi \sqrt{\frac{I}{C n \omega}} .
\]

Надо отметить, что́ при выводе уравнения (1) мы приняли $\ddot{\theta}$ за ускоренне точки $C$ вдоль меридиана, считая последний неподвижным. Так как в действительности меридиан медленно вращается вокруг $O P$, то это не совсем точно, но нетрудно видеть, что возникающая отсюда погрешность будет порядка $\omega^{2}$. С практической точки зрения ею вполне можно пренебречь.

В „барогироскопе“ Джильберта кольцо (или рама), поддерживающее маховое колесо, снабжено небольшим грузом, так что при отсутствии вращения ось колеса занимает всегда вертикальное положение. Результатом вращения является, таким образом, отклонение $\chi$ к северу. Вместо уравнёния (3) мы теперь имеем:
\[
l \ddot{\theta}+C n \omega \sin \theta=M g h \sin \gamma,
\]

где $M$ – масса рамы, а $h$ – небольшое расстояние, на которое ее центр тяжести помещен ниже прямой, соединяющей опоры рамы. Так как, обозначая широту через $\lambda$, мы имеем: $\theta+\chi=\frac{\pi}{2}-\lambda$, то видимое положение равновесия ( $\ddot{\theta}=0$ ), которое мы наблюдаем, определяется уравнением:
\[
C n \omega \cos (\lambda+\gamma)=M g h \sin \chi,
\]

или
\[
\operatorname{tg} \chi=\frac{C n \omega \cos \lambda}{M g h+C n \omega \sin \lambda} .
\]

Несмотря на малую величину $h$, второй член в знаменателе оказался очень малым по сравнению с первым. При этих условиях ожидаемое отклонение тем значительнее, чем большая угловая скорость вращения $n$ и чем меньше расстояние $h$.

В другом опыте, предложенном фуко, ось колеса вынуждена передвигаться только в горизонтальной плоскости. На прилагаемом чертеже (фиг. 51) $Z$ обозначает зенит, а $X$ и $Y$ –
восточную и северную точки горизонта, и $P$ – северный полюс. Обозначая, наконец, через $\lambda$ широту $Y P$, мы можем разложить угловую скорость вращения Земли () на две составляющие: $\omega \cos \lambda$ вокруг $O Y$, и $\sin \lambda$ вокруг $O Z$. Следовательно, если $\rho$ – азимут оси махового нолеса $Y C$, то скорость точки $C$ будет слагаться из скорости $\omega \sin \lambda-\dot{\varphi}$ вдоль $X Y$ и $\omega \cos \lambda \sin \varphi$, параллельной $Z O^{1}$ ).

Таким образом гироскопическая сила, дећствующая вдоль $C Y$, равна $C$ ю $ю \cos \lambda \sin \varphi$, откуда и получаем уравнение:
\[
A \ddot{\varphi}+C n \cos \lambda \sin \varphi=N,
\]

где $N$ есть горизонтальный момент, с которым действует на ось колеса поддерживающее его кольцо.

Если $A_{1}$ есть момент инерции рамы относительно ее вертикальной оси, то мы имеем:
\[
A_{1} \ddot{\varphi}=-N
\]
1) Опять, как и выме, с точностью до количеств второго порядка относительно њ.

и, полагая
\[
A+A_{1}=I,
\]

найдем
\[
\ddot{\varphi}+C n \omega \cos \lambda \sin \varphi=0 \text {. }
\]

Полюс махового колеса стремится приблизиться (при положительном $n$ ) к северной точке горизонта и колеблется около нее с периодом, равным
\[
2 \pi \sqrt{\frac{I}{C n \cos \lambda}} .
\]

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru