Главная > ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА. TОМ ТРЕТИЙ (Г. ЛАМБ)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Существует множество других практических применений гироскопических принципов, как, например, управление мины, указатель поворота в аэропланах, однорельсовый путь Бреннана и пр. Мы займемся только одним, а именно приспособлением, изобретенным Шликом [Schlick (1904)] для уменьшения качки корабля. Его легко понять, и не входя в технические подробности. Быстро вращающееся маховое колесо поддерживается рамой, которая может качаться вокруг оси, перпендикулярной к средней плоскости судна. Ось колеса может передвигаться в этой средней плоскости, причем ее положение при устойчивом равновесии, когда корабль неподвижен, а рама под действием тяжести колеса тоже находится в устойчивом равновесии, будет вертикальным. От этого положения оси колеса, как нулевого, и отсчитываются ее отклонения. Качание $\qquad$
1) Например, для прибора Аншютца имеем $C=136000, \frac{n}{2 \pi}=\frac{20000}{60}$, $p^{2} B=15 \cdot 10^{6}(C G S)$, так что $\frac{p^{2} B}{C n \omega}=725$.
2) При приведенных числовых данных мы для экватора находим: $\frac{\sigma_{2}}{\omega}=27$, (приблизительно).
3) См. Крабтри (H. Crabtree, Spinning Tops and Gyroscopic Motion, London 1914), а также Клейн иे Зоммерфельд (KIe in und Sommerfeld Theorie des Kreisels, Leipzig 1897 – 1910).

рамы вокруг поперечной оси задерживается трением тормозов. В немногих словах, принцип установки заключается в том, что качка корабля вызывает отклонение оси махового колеса в средней плоскости и затем поглощение энергии этой качки, благодаря трению.

При небольших угловых отклонениях уравнения движения рамы можно получить небольшим видоизменением уравнений (1) § 58, относящихся к почти вертикальному волчку. Обозначая через $x$ и $y$ небольшие повороты вокруг поперечной и продольной осей, мы найдем:
\[
\ddot{x}=-K x-C n \dot{y}-R \dot{x}, \quad J \ddot{y}=C n \dot{x}+M,
\]

где $I$ и $J$-моменты инерции колеса и рамы относительно поперечной и продольной осей рамы, $K x$ – восстанавливающий момент силы тяжести, $R \dot{x}$-момент сил затухания, а $M$ – момент пазы сил, с которыми судно действует на раму во время качки. Мы введем обозначения:
\[
\frac{C n}{I}=\beta, \frac{C n}{J}=\gamma, \frac{K}{I}=p^{2}, \frac{R}{I}=k, \frac{M}{J}=Y,
\]

и получим уравнения
\[
\ddot{x}+p^{2} x+\beta \dot{y}+k \dot{x}=0, \quad \ddot{y}-\gamma \dot{x}=Y .
\]

Если бы мы написали еще уравнения качания самого судна вокруг его продольной оси, то можно было бы исключить $Y$ из уравнений и перейти, таким образом, к рассмотрению свободных и вынужденных колебаний. Исследование задачи в этом виде довольно сложно ${ }^{1}$ ).

Некоторое освещение вопроса, однако же, можно получить из рассмотрения заданного заранее качания судна и последующего поглощения эңнергии.
Полагая тогда

найдем
\[
y=y_{0} e^{i s t},
\]
\[
\left.\begin{array}{r}
\left(\sigma^{2}-p^{2}-i k \sigma\right) x-i \beta \sigma y=0, \\
-i \gamma \sigma x-\sigma^{2} y=Y,
\end{array}\right\}
\]

откуда
\[
Y=-\sigma^{2} y+\frac{\beta \gamma \sigma^{2} y}{\sigma^{2}-p^{2}-i k \sigma}
\]

или в веществевном виде
\[
Y=-\sigma^{2} y_{0} \cos \sigma t+\frac{\beta \gamma y_{0}}{\rho} \cos (\sigma t+\varepsilon),
\]

где
\[
\rho \cos \varepsilon=1-\frac{p^{2}}{\sigma^{2}}, \quad \rho \sin \varepsilon=\frac{k}{\sigma} .
\]

Это уравнение определяет момент, необходимый для поддержания колебаний рамы, заданных по закону
\[
y=y_{0} \cos \sigma t .
\]

Скорость поглощения энергии равна $J Y \dot{y}$, а среднее значение энергии равно
\[
\frac{1}{2} \frac{J_{\beta \gamma \sigma} y_{0}^{2} \sin \varepsilon}{\rho}=\frac{1}{2} \frac{J k \beta \gamma^{4} y_{0}^{2}}{\left(\sigma^{2}-p^{2}\right)+k^{2} \sigma^{2}} .
\]
1) См. Klein und Sommerfeld, Theorie des Kreisels, crp. 794.

Если $K$-момент инерции судна относительно продольной оси, проходящей через центр масс, то средняя энергия качки судна будет равна $\frac{1}{2} \sigma^{2} y_{0}^{2}$. Отношение количества энергии, поглощаемой тормозами за один период, к этой средней энергии будет равне
\[
\frac{8 \pi J}{K} \cdot \frac{k \sigma \beta \gamma}{\left(\sigma^{2}-p^{2}\right)^{2}+k^{2} \sigma^{2}}=\frac{8 \pi C^{2} n^{2}}{I K} \cdot \frac{k \sigma}{\left(\sigma^{2}-p^{2}\right)^{2}+k^{2 \sigma^{2}}} .
\]

Поглощение энергии незначительно, если $K$ очень мало или, наоборот, очень велико. В последнем случае рама едва ли даже колєблется. Наибольшего значения поглощение достигает при
\[
k=\frac{\left|\tau^{2}-p^{2}\right|}{\sigma}
\]

и равно в этом случае
\[
\frac{4 \pi C^{2} n^{2}}{I K\left|\sigma^{2}-p^{2}\right|} .
\]

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru