Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Существует множество других практических применений гироскопических принципов, как, например, управление мины, указатель поворота в аэропланах, однорельсовый путь Бреннана и пр. Мы займемся только одним, а именно приспособлением, изобретенным Шликом [Schlick (1904)] для уменьшения качки корабля. Его легко понять, и не входя в технические подробности. Быстро вращающееся маховое колесо поддерживается рамой, которая может качаться вокруг оси, перпендикулярной к средней плоскости судна. Ось колеса может передвигаться в этой средней плоскости, причем ее положение при устойчивом равновесии, когда корабль неподвижен, а рама под действием тяжести колеса тоже находится в устойчивом равновесии, будет вертикальным. От этого положения оси колеса, как нулевого, и отсчитываются ее отклонения. Качание $\qquad$ рамы вокруг поперечной оси задерживается трением тормозов. В немногих словах, принцип установки заключается в том, что качка корабля вызывает отклонение оси махового колеса в средней плоскости и затем поглощение энергии этой качки, благодаря трению. При небольших угловых отклонениях уравнения движения рамы можно получить небольшим видоизменением уравнений (1) § 58, относящихся к почти вертикальному волчку. Обозначая через $x$ и $y$ небольшие повороты вокруг поперечной и продольной осей, мы найдем: где $I$ и $J$-моменты инерции колеса и рамы относительно поперечной и продольной осей рамы, $K x$ — восстанавливающий момент силы тяжести, $R \dot{x}$-момент сил затухания, а $M$ — момент пазы сил, с которыми судно действует на раму во время качки. Мы введем обозначения: и получим уравнения Если бы мы написали еще уравнения качания самого судна вокруг его продольной оси, то можно было бы исключить $Y$ из уравнений и перейти, таким образом, к рассмотрению свободных и вынужденных колебаний. Исследование задачи в этом виде довольно сложно ${ }^{1}$ ). Некоторое освещение вопроса, однако же, можно получить из рассмотрения заданного заранее качания судна и последующего поглощения эңнергии. найдем откуда или в веществевном виде где Это уравнение определяет момент, необходимый для поддержания колебаний рамы, заданных по закону Скорость поглощения энергии равна $J Y \dot{y}$, а среднее значение энергии равно Если $K$-момент инерции судна относительно продольной оси, проходящей через центр масс, то средняя энергия качки судна будет равна $\frac{1}{2} \sigma^{2} y_{0}^{2}$. Отношение количества энергии, поглощаемой тормозами за один период, к этой средней энергии будет равне Поглощение энергии незначительно, если $K$ очень мало или, наоборот, очень велико. В последнем случае рама едва ли даже колєблется. Наибольшего значения поглощение достигает при и равно в этом случае
|
1 |
Оглавление
|