Главная > ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА. TОМ ТРЕТИЙ (Г. ЛАМБ)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Если значения кинетической энергии для двух состояний движения обозначим через $T$ и $T^{\prime}$, то будем иметь, как алгебраическое тождество, следующее равенство:
\[
\begin{aligned}
T^{\prime}-T & =\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime} \dot{q}_{r}^{\prime}-p_{r} \dot{q}_{r}\right)= \\
& =\frac{1}{4} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}+p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}_{r}\right)+\frac{1}{4} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}-p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}+\dot{q}_{r}\right),
\end{aligned}
\]

где символ $\Sigma_{r}$ означает сумиирование по всем индексам ${ }^{1}$ ). Обе части последнего выражения на основании теоремы взаимности равны, так как величины $p_{r}^{\prime}+p_{r}$ представляют количества двнжения, соответствующие скоростям $\dot{q}_{r}^{\prime}+\dot{q}_{r}$, а $p_{r}^{\prime}-p_{r}$ представляют количества движения, соответствующие скоростям $\ddot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}$, Следовательно, мы имеем эквивалентные формулы:
\[
\begin{array}{l}
T^{\prime}-T=\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}+p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}_{r}\right) \\
T^{\prime}-T=\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}-p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}+\dot{q}_{r}\right) .
\end{array}
\]

Исходя из этих формул, мы выведем две важных теоремы, в которых кинетическая энергия системы, приводимой в движение данными импульсами или (другой случай) с заданными скоростями, сравнивается с энергией системы, если на нее натожены какие-лйбо связи.

Предположим сперва, что система начала свое движение под действием заданных импульсов известного типа, но является совершенно свободной в остальном. Мы можем предположить, что связи выражаются равенством нулю определенных координат остальных типов, добившись этого в случае необходимости путем преобразования.координат. На основании (3) имеем:
\[
\begin{aligned}
T-T^{\prime} & =\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}-p_{r}^{\prime}\right)\left(\dot{q}_{r}+\dot{q}_{r}^{\prime}\right)= \\
& =\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}-p_{r}^{\prime}\right)\left(\dot{q}_{r}-\dot{q}_{r}^{\prime}\right)+\sum_{r}\left(p_{r}-p_{r}^{\prime}\right) \cdot \dot{q}_{r}^{\prime} .
\end{aligned}
\]

Относя штрихи к движению при наличии связей, мы получим равенства $p_{r}^{\prime}=p_{r}$ для импульсов заданных типов, причем скорости $\dot{q}_{\mathrm{r}}$ для координат других типов обращаются в нуль. Таким образом
\[
T-T^{\prime}=\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}-p_{r}^{\prime}\right)\left(\dot{q}_{r}-\dot{q}_{r}\right) .
\]

Правая сторона этого равенства представляет энерги: движения со скоростями $\dot{q}_{r}-\dot{q}_{r}^{\prime}$ и, следовательно, существенно положительна. Следовательно, энергия, сообщаемая данными импульсами больше, чем если бы на систему были наложены связи, на величину, равную энергии движения, представляющего разность мәжду свободным движением и движением при наличии связен. Эту теэрему в ее полном виде формулировал Делоне (1844). Хороший пример ее применения дает проблема Эйлера (§ 44, пример).

Теперь предположим, что система начала двигаться с заданными скоростями определенного типа благодаря приложению надлежацих
1 Это обозначение не надо смешивать с прежним обозначением $\Sigma$ (без индекса) для суммирования по всем точкам системы.

импульсов того же типа, в остальном же система является свободной. На основании (2) нмеем:
\[
\begin{aligned}
T^{\prime}-T & =\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}+p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}_{r}\right)= \\
& =\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}-p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}_{r}\right)+\sum_{r} p_{r}\left(\dot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}_{r}\right)
\end{aligned}
\]

Мы имеем $\dot{q}_{r}^{\prime}=\dot{q}_{\text {r }}$ для скоростей заданного типа, в то время как количества движения $p_{\text {r }}$ остальных типов равны нулю. Следовательно,
\[
T^{\prime}-T=\frac{1}{2} \sum_{r}\left(p_{r}^{\prime}-p_{r}\right)\left(\dot{q}_{r}^{\prime}-\dot{q}_{r}\right) .
\]

Таким образом энергия, приобретенная системой. при движении с заданными начальными скоростями, меньше, чем если бы на систему были наложены связи, на величину, равную энергии движения, представляющего разность между свободным движением и движением при наличии связей. Эта теорема принадлежит Кельвину (Томсону) (1863).

Другое доказательство этих теорем дано в § 83. Следует заметить, что, не считая настоящей интерпретации, они являются чисто алгебраическими, и в вругом смысле встречаются в разных отделах математической физики. Аналогичные теоремы статики изложены в § 88.

ПРимер. Рассмотрим случай вагона, содержащего ряд тел, могущих свободно вращаться или качаться наподобие маятника. Заданный горизонтальный импульс, приложенный к вагону, сообщит большее количество энергии, чем если бы возможность относительного движения некоторых из тел, находящихся в вагоне, была предотвращена. Для сообщения же еагону заданной скорости нужно затратить меньшее количество работы.

Например, предположим, что в вагоне лежит (поперек) цилиндрический каток, имеющин массу $m$. радиус $\rho$ и радиус инерции ж. Јегко найти, что импульс, необходимый дия сообщения вагону заданной скорости $u$, имеет величипу
\[
\xi=M^{\prime} u
\]

где
\[
M^{\prime}=M+\frac{m x^{2}}{a^{2}+z^{2}},
\]

а $M$ обозначает виртуальную (фактическую) массу одного вагона, если принять во внимание инерцию колес. Формула $\frac{1}{2} \xi u$ для сообщенной энергии может быть представлена в одной из двух следующих форм:
\[
\frac{1}{2} \frac{\xi^{3}}{M^{\prime}} \text { нли } \frac{1}{2} M^{\prime} u^{2} \text {. }
\]

Так инк $M^{\prime}<M+m$, то теорема подтверждается.
Этот пример иллюстрирует замечание Рэлея, что эффект нэложения связи. выражается в увеличении и н ерци и системы.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru