3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТОЧНИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ С НЕЛИНЕЙНЫМИ КОЛЕБАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Примером нелинейной колебательной системы с ограниченным возбуждением является система, представленная на рисунке п. 2 таблицы, но с нелинейным упругим элементом Упругий элемент характеризуется следующей зависимостью восстанавливающей силы
от перемещения:
В резонансном случае функция
мала по сравнению с
Уравнения движения имеют вид (8), но с дополнительным членом —
в правой части первого уравнения. В этом случае амплитуда, сдвиг фазы и частота стационарных резонансных колебаний определяются соотношениями
где
Параметр
называют эффективной «собственной» частотой нелинейной системы. Например, при
Нерезонансный случай теперь соответствует колебательным системам с немалыми характерными значениями сил трения
и нелинейно-упругих сил
по сравнению с характерными значениями сил инерции и линейно-упругих сил. Стационарные колебания в, нерезонансном случае обычно изучаются с помощью метода Пуанкаре в сочетании с методом гармонического баланса или гармонической линеаризации, которые применяются для определения порождающих решений. Получающиеся решения дают ту же картину развития колебаний, что и в резонансном случае. Поэтому для изучения нелинейных эффектов практически достаточно проводить анализ резонансного случая.
Частотам стационарных движений соответствуют абсциссы точек пересечения графиков характеристики двигателя
и момента
сил сопротивления вращению ротора. Для определенности считаем, что
Возможны два варианта:
(«жесткая» упругая характеристика) И
(«мягкая» характеристика). При
резонансная кривая системы и графики
имеют вид, показанный на рисунке а п. 2 таблицы. Из рассмотрения графиков следует, что при квазистатическом увеличении мощности не реализуется участок
а при уменьшении — участок
Срывы колебаний при прямом и обратном прохождении через резонанс показаны стрелками.
При
получаются графики, представленные на рис.
п. 2 таблицы. При прямом прохождении нереализуемым является участок
при обратном
Как при
так и при
ширина нереализуемых участков определяется свойствами (крутизной характеристики) источника энергии.
Предыдущие задачи, следуя классической терминологии теории колебаний, обычно называют задачами о вынужденных колебаниях систем с неидеальным источником энергии. Такая же преемственность терминологии используется при классификации автоколебаний и параметрических колебаний при ограниченном возбуждении. Примером параметрической системы с ограниченным возбуждением является система, изображенная на рисунке п. 3 таблицы. Уравнения движения этой системы имеют вид [21]
где
масса единицы длины стержня;
жесткость стержня на изгиб в направлении оси
первоначальное поджатие пружины.
При выводе уравнений (12) предполагалось, что колебания стержня имеют вид первой формы свободных изгибных колебаний.
Параметрические колебания основного резонанса соответствуют значениям частоты
при которых
В этой области амплитуда и частота стационарных
периодических режимов определяются из соотношений
Резонансные кривые системы и графики функций
представлены на рисунке п. 3 таблицы. Стрелками показаны изменение амплитуд, срывы и возникновение (при переходе
колебаний при квазистатическом увеличении и уменьшении мощности двигателя. При прямом прохождении через параметрический резонанс в случае
(рис. а) не реализуется правая ветвь
резонансной кривой, а при обратном — весь участок
При
(рис. б) и крутых характеристиках двигателя точками перехода являются
Система, изображенная на рисунке п. 4 таблицы, — характерная механическая автоколебательная система с ограниченным возбуждением. От известной фрикционной автоколебательной системы она отличается тем, что скорость ленты
не является заданной величиной, а выражается через угловую скорость
вращения двигателя:
В этой задаче известной является статическая характеристика двигателя
а угловая скорость зависит от колебаний массы на ленте и подлежит определению.
Уравнения движения в этом случае имеют вид [21]
где
снла сухого трения между телом и лентой. Предполагается, что функция
нечетная и имеет вид, показанный на рисунке п. 4 таблицы, и при
Такая аппроксимация зависимости силы трения от скорости достаточна для описания большинства технических систем, в которых возможны фрикционные автоколебания.
Амплитуда стационарных автоколебаний а и угловая скорость вращения двигателя
определяются из соотношений, получающихся после применения к уравнениям (14) одного из указанных в п. 2 методов нелинейной механики:
Критерии устойчивости имеют вид
Неравенства (17) — (18) могут быть выполнены только при
Как видно из первого соотношения (16), автоколебания возможны лишь тогда, когда скорость ленты
соответствует убывающему участку функции
Аналогичное условие справедливо для автоколебательной системы с идеальным источником энергии. Наиболее важным в задаче о взаимодействии является условие (18). Оно может выполняться при больших значениях производной
Таким образом, автоколебания могут оказаться неустойчивыми, если характеристика источника энергии будет недостаточно крутой.