В этой главе мы рассмотрим вопрос о классификации гамильтоновых векторных полей на 2-поверхностях в гладком случае. Разумеется, все топологические инварианты, построенные нами выше, остаются и гладкими инвариантами, но их, конечно, недостаточно для гладкой классификации. Однако, хотя гладких инвариантов больше чем топологических, устроены они более естественным образом. Мы начнем с изучения атомных гладких инвариантов. Итак, пусть, как и выше, — некоторый 2 -атом с гладким гамильтоновым векторным полем на нем. Без ограничения общности в этом параграфе мы будем предполагать, что .
Замечание. В этой главе гамильтониан системы будет обозначаться через вместо . Напомним, что мы использовали обозначение для гамильтониана Пуанкаре на трансверсальной 2 -площадке, а обозначал у нас ранее интеграл исходной системы на . Вообще говоря, функции и , конечно, различны. Но с другой стороны, изменяя симплектическую структуру на трансверсальной площадке, мы можем в качестве гамильтониана потока Пуанкаре рассматривать дополнительный интеграл . Мы можем произвести такую замену, поскольку нас интересует гамильтонов поток сам по себе, а не конкретный способ его задания с помощью симплектической структуры и гамильтониана. Кроме того, в настонщей главе речь будет идти о потоках на двумерных поверхностях, т. е. о самостонтельной задаче, представляющей интерес даже вне связи с классификацией систем на изоэнергетических 3-поверхностях.
Сначала естественно рассмотреть вопрос о классификации гамильтонова векторного поля в окрестности особой точки гамильтониана , т.е. вершины атома.
Если атом имеет тип (т.е. точка является точкой минимума или максимума гамильтониана), то исследование этого случая не представляет труда. Траектории этого векторного поля являются окружностями вокруг особой точки, и это поле полностью характеризуется функцией периода этих траекторий.
Рассмотрим седловой случай. Поскольку гамильтоново векторное поле полностью определяется симплектической структурой и гамильтонианом, то наша задача может быть решена при помощи следующей леммы о каноническом виде гамильтониана, доказанной в [262].
Лемма 7.1. Пусть — невырожденная седловая особая точка гамильтониана . Тогда существует регулярная система координат такая, что
a)
б) , где .
Это утверждение можно рассматривать как естественное обобщение двух классических результатов: леммы Морса и теоремы Дарбу. Нам будет удобно переформулировать его в следующей эквивалентной форме.
Лемма 7.2. Пусть — невырожденная седловал особал точка гамильтониана . Тогда существует регулярная система координат такая, что
a) ;
б) где .
Кроме этой леммы нам понадобится также знать ответ на следующий вопрос: как найти функцию , не находя явно каноническую систему координат из леммы 7.2. Чтобы на него
Рис. 7.1 ответить, определим -инвариант особой точки, имеющий одну и ту же природу с введенным выше -инвариантом. Выберем в окрестности особой точки любую систему координат , в которой гамильтониан записывается в виде , и пусть . Разложим функцию в ряд Тейлора в точке :
и положим
Определение 7.1. Ряд называется -инвариантом седловой особой точки .
Покажем, что -инвариант не зависит от выбора системы координат . Для этого дадим еще одно бескоординатное определение этого инварианта через некоторые естественные характеристики векторного поля . Рассмотрим крест , окружающий особую точку , показанный на рис. 7.1. Кривые являются гладкими и пересекают траектории поля трансверсально. Ясно, что при любых гладких диффеоморфизмах качественный вид этой области сохраняется.
Рассмотрим, как и выше, функцию , которая для каждой траектории с фиксированным значением функции указывает время движения вдоль участка этой траектории , высекаемого отрезками и . Выше (лемма 6.2) мы получили следующее представление для функции :
где — функция класса на отрезке .
Легко видеть, что в этом представлении полином от , стоящий перед логарифмом, определен однозначно. Что произойдет с функцией , при диффеоморфизме, меняющем область ? Легко видеть, что отрезки заменятся на некоторые другие трансверсальные отрезки , что повлияет лишь на функцию , к которой добавится некоторая -гладкая функция, характеризующая «расстояние» между новыми и старыми отрезками.
Таким образом, коэффициенты полинома могут быть определены инвариантным образом как коэффициенты в асимптотике функции . С другой стороны эти коэффициенты в совокупности задают -инвариант особой точки .
КомМЕНТАРИЙ. Как уже было отмечено в следствии из леммы 6.2 , функция допускает следующее представление:
где и -гладкие функции на . Легко видеть, что -инвариант векторного поля в особой точке — это в точности ряд Тейлора функции .
Итак, в частности, мы показали, что «канонический вид» симплектической структуры (см. лемму 7.2) определен почти однозначно. Говоря точнее, однозначно будет определено тейлоровское разложение в нуле. Нетрудно показать с другой стороны, что любая функция с тем же тейлоровским разложением может быть реализована путем выбора подходящей системы координат. Заметим еще, что во всех этих рассуждениях гамильтониан предполагался фиксированным. Поэтому в результате мы приходим к следующему утверждению.
Предложение 7.1. Пусть — невырожденная седловая особая точка гамильтониана — соответствующая симплектическая структура, . Тогда если -инварианты точек и совпадают, то существует локальный диффеоморфизм такой, что и . И обратно, если такой диффеоморфизм существует, то -инварианты особых точек и совпадают.
Мы сформулировали это предложение в терминах гамильтониана и симплектической структуры. На самом деле нас интересует гамильтоново векторное поле. Но поскольку оно полностью определяется парой , то мы можем переформулировать это предложение следующим образом.
Следствие. Пусть — невырожденная седловая особая точка гамильтониана — соответствующее гамильтоново векторное поле, . Тогда если -инварианты точек и совпадают, то существует локальный диффеоморфизм , сохраняющий гамильтониан (т.е. ) и переводящий поле в поле . И обратно, если такой диффеоморфизм существует, то -инварианты особых точек и совпадают. Другими словами, гамильтоновы векторные поля и сопряжены (с условием сохранения гамильтониана) тогда и только тогда, когда их -инварианты совпадают.
Условие сохранения гамильтониана для нас, однако, является лишним и от него можно естественным образом избавиться. Для этого следует проконтролировать зависимость от выбора гамильтониана.
Пусть — некоторый другой гамильтониан данного векторного поля в окрестности точки (разумеется и симплектическая структура тоже другая). Пусть . Тогда, поскольку гамильтонианы друг через друга выражаются, мы можем разложить в точке в ряд по степеням :
Легко видеть, что в результате мы получим новый ряд , который получается из формальной заменой . Таким образом, инвариант определен, вообще говоря, по модулю формальных замен, и мы можем сформулировать окончательный результат следующим образом.
Предложение 7.2. Два гамильтоновых векторных поля, заданные в окрестностях своих седловых особых точек, гладко сопряжены тогда и только тогда, когда их -инварианты сопряжены формально.
Нетрудно описать все классы сопряженности гамильтоновых векторных полей в седловой особой точке. Этих классов столько же, сколько классов формально сопряженных степенных рядов в указанном выше смысле. Для степенных рядов (от одной переменной) нетрудно указать канонический представитель в каждом классе.
Лемма 7.3. Любой степенной ряд от одной переменной формально сопряжен одному из следующих полиномов:
и так далее, где — некоторое число. Все эти полиномы попарно не сопряжены. Доказательство.
Рассмотрим произвольный степенной ряд
Пусть — четно и . Тогда этот ряд формально сопряжен полиному . Формула замены такова:
Здесь, конечно, имеется в виду формальное разложение радикала в ряд Тейлора по степеням . Если , то формула замены пишется аналогично.
Если нечетно, то формула — аналогична. Лемма доказана.
Комментарий. В общем случае (не обязательно гамильтоновом) гладкая классификация потоков в окрестности седловой особой точки может быть получена с помощью теоремы Ченя (которая сводит гладкую классификацию к формальной классификации степенных рядов) и теоремы Пуанкаре-Дюлака (которая определяет канонический вид соответствующего степенного ряда), см. [11]. Последнее наше утверждение тоже может быть получено с использованием этих классических результатов. Однако в дальнейшем нам понадобится условие сохранения гамильтониана, поэтому мы действовали несколько иначе.
Ниже нам будет полезно еще одно утверждение, касающееся поведения системы в окрестности седловой особой точки. Рассмотрим снова крест , окружающий особую точку, рис. 7.1. Легко видеть, что изменением границ креста, т. е. отрезков , мы можем добиться того, чтобы все четыре функции имели вид
т.е. все функции вида из разложения, выписанного выше, тождественно равны нулю. Крест , удовлетворяющий этому условию, мы будем называть каноническим. Подчеркнем, что это понятие зависит от выбора гамильтониана.
Рассмотрим теперь гамильтоново векторное поле в целом на атоме, т.е. в некоторой окрестности критического слоя гамильтониана . Если мы выбросим из поверхности граф , состоящий из незамкнутых траекторий и особых точек поля , то поверхность распадется в несвязное объединение колец. Каждое кольцо является однопараметрическим семейством замкнутых траекторий, причем функция может быть рассмотрена как естественный параметр данного семейства. Поскольку каждая траектория замкнута, то она имеет некоторый период, и мы можем для каждого кольца определить естественную функцию периода , указывающую, чему равен период траектории с данным значением функции на ней.
Ясно, что функции периода с точностью до сопряжения являются инвариантами векторного поля . В непрерывном случае, кстати, они также являются инвариантами. Но там мы должны были рассматривать сопряженность с точностью до гомеоморфизмов, поэтому этот инвариант оказывался тривиальным. Действительно, все функции периодов монотонно стремятся к бесконечности при подходе к особому слою, поэтому с топологической точки зрения любые две из них сопряжены. В гладком случае ситуация другая.
Рассмотрим сначала функцию периодов на одном из колец. Она, как мы уже видели, имеет представление
где и — некоторые гладкие функции на . Сами эти функции однозначно не определены, но их тейлоровские разложения в нуле будут определены
однозначно, причем ряд Тейлора функции будет совпадать с суммой -инвариантов всех вершин (особых точек), мимо которых проходит это кольцо. Рассмотрим две функции указанного типа
Что можно сказать о их гладкой сопряженности? Другими словами, когда существует гладкая на отрезке замена такая, что
Оказывается, условие гладкой сопряженности накладывает очень серьезные ограничения на пару этих функций. Вопрос сводится к классификации пар тейлоровских разложений функций и в нуле. Нетрудно выписать формальные преобразования этих рндов при формальной замене на . Но мы не будем этого делать, а укажем некоторый (тоже формальный) способ выбора некоторого канонического представителя в каждом классе.
Лемма 7.4. Для любой функции вида существует гладкая замена на , приводящая эту функцию к виду , т. е. полностью уничтожающая конечную часть этого представления. Функция определена при этом однозначно, с точностью до любых «бесконечно малых» изменений, не меняющих ее ряд Тейлора. Две функции вида
гладко сопряжены на некотором достаточно малом отрезке тогда и только тогда, когда тейлоровские разложения функций и совпадают.
Таким образом, класс гладкой сопряженности функции периода (в окрестности особого слоя) может быть параметризован некоторым степенным рядом. В частности, таких классов и, следовательно, гладких инвариантов бесконечное число (точнее — счетное число вещественных параметров).
Отметим, что наш случай еще сложнее. Мы имеем не одну, а несколько функций периодов для одного и того же атома, которые отвечают его кольцам. Причем, говоря о сопряженности двух наборов функций периодов, мы должны помнить, что сопрягающая замена должна быть одной и той же для всех функций из этого набора, что еще более увеличит число инвариантов. Ясно, что с формальной точки зрения вопрос о сопряженности двух наборов функций периодов может быть решен с использованием леммы 7.4.
Чтобы далее не заниматься формальной стороной этого вопроса, мы будем предполагать далее, что функции периодов фиксированы. Существуют ли какие нибудь еще гладкие атомные инварианты помимо функций периодов и -инвариантов?
Оказывается, если атом является плоским, то этих инвариантов уже достаточно. Если же нет, то появляется еще один -инвариант, который является гладким аналогом топологического -инварианта. Опишем эту конструкцию. Ее
идея полностью соответствует доказательству того факта, что любую систему можно построить с помощью операции вклейки-вырезания из системы с нулевыми инвариантами и (см. предложение 6.4).
Рис. 7.2
Рис. 7.3
Итак, рассмотрим произвольную гладкую систему на атоме . Рассмотрим все вершины графа и окружим их каноническими крестами. Теперь «разрежем» атом вдоль граничных отрезков этих крестов. В результате атом распадется на «кресты» и прямоугольники» (см. рис. 7.2). Термин «прямоугольник» мы употребляем здесь довольно условно. Точнее следовало бы говорить об участке атома, ограниченном двумя трансверсальными отрезками и к одному и тому же ребру графа . Оба эти отрезка параметризованы значением гамильтониана в их точках. Рассмотрим функцию , которая измеряет «расстояние» между этими отрезками. Более точно, если — некоторая траектория векторного поля с данным значением гамильтониана на ней и (см. рис. 7.3 ), то — это расстояние между этими точками в смысле гамильтонова потока , т.е.
Таким образом, на каждом ребре графа возникла некоторая гладкая функция . Рассмотрим теперь формальную коцепь , где — ребра сопряженного графа, интерпретируемую как базис в пространстве одномерных коцепей, а — формальный ряд Тейлора функции в нуле. Эта цепь является точным гладким аналогом коцепи , которая фигурировала в определении операции вклейки-вырезания. В гладком случае также есть естественный аналог этой операции, однако здесь естественно считать, что боковые стороны «прямоугольников» являются криволинейными, так что «прямоугольник» имеет переменную ширину, измеряемую как раз функцией .
Ясно, что коцепь определена неоднозначно, поскольку она зависит от выбора канонических крестов вокруг каждой вершины. Однако мы утверждаем, что если гамильтониан считается фиксированным, то инвариантом является класс этой коцепи по модулю кограниц с коэффициентами в кольце степенных рядов .
Покажем это. Для этого достаточно проверить, что класс не зависит от выбора канонических крестов.
Тот факт, что при изменении на кограницу система не меняется, уже был фактически доказан в лемме 6.5, единственное отличие состояло в том, что в топологическом случае коэффициентами были вещественные числа, которые в гладком случае заменились формальными степенными рядами.
Посмотрим более подробно, в чем состоит произвол в выборе канонического креста , окружающего вершину . Другими словами, каким преобразованиям можно подвергать такой крест с сохранением его каноничности.
Во-первых, можно подвергнуть крест сдвигу вдоль векторного поля , т.е. преобразованию вида . Поскольку поток
имеет интеграл , мы можем обобщить это преобразование следующим естественным образом. Пусть — произвольная гладкая функция. Тогда каждую точку мы будем сдвигать вдоль ее траектории на величину . Другими словами, мы зададим преобразование следующей формулой
Легко видеть, что это преобразование сохраняет все свойства канонического креста. Что произойдет при этом с коцепью ? Легко видеть, что к ней просто добавится кограница вида , где — ряд Тейлора функции в нуле, а — элементарная 0 -коцепь, принимающая значение 1 на вершине и нуль на всех остальных вершинах. Преобразование показано на рис. 7.4.
Еще одно преобразование креста состоит в том, что его граничные отрезки мы можем заменить на произвольные отрезки, , которые в точках графа отличаются от начальных отрезков на малые «бесконечного порядка» (см. рис. 7.5). Другими словами, и в точке графа имеют касание бесконечного порядка малости. Ясно, что при этом функции на ребрах графа, вообще говоря, изменятся, но их тейлоровские разложения в нуле останутся прежними, и коцепь не изменится вовсе.
Легко видеть, что любое преобразование канонического креста сводится к композиции преобразований двух описанных типов (т. е. сдвига и изменения границы на малую бесконечного порядка).
Таким образом, класс коцепи по модулю кограниц определен корректно и, следовательно, является инвариантом.
Теперь, как мы это уже делали в топологическом случае для 1-цепи , мы можем изготовить из коцепи два инварианта. Во-первых, мы можем рассмотреть ее кограницу . Это, действительно, 一 гладкий инвариант. Но он, оказывается, не является новым, поскольку, просуммировав коэффициенты 1 -коцепи по каждому кольцу (в этом и состоит взятие кограницы),
мы получим конечные части функций периодов
точнее, тейлоровские разложения функций в нуле. Действительно, все члены, содержащие логарифмы, мы загнали в канонические кресты, а все «конечные части» распределили по коэффициентам . Таким образом, -инвариант нам уже известен из функций периодов.
Кроме этого, мы можем ортогонально спроектировать коцепь на пространство коциклов и рассмотреть соответствующий класс когомологий .
Определение 7.2. Класс когомологий мы будем называть -инвариантом интегрируемой гамильтоновой системы на атоме .
Как мы видим, в гладком случае по существу сохранились все типы траекторных инвариантов: -инвариант превратился в -инвариант, -инвариант (0-граница) превратился в -инвариант ( 2 -кограница или, что то же самое, 0 -граница сопряженного графа), класс 1 -гомологий превратился в класс 1 -когомологий . В гладком случае элементами (коэффициентами) всех этих наборов являются формальные степенные ряды, а не вещественные числа, как в топологическом. Это совершенно естественно, поскольку, говоря неформально, мы должны сшить производные всех порядков. Более того, если мы хотим построить -классификацию, то нам достаточно будет просто обрубить эти ряды на определенном шаге. Но здесь мы не будем вдаваться в детали этого вопроса.