Рассмотрим все критические точки функции на , т.е. вершины графа . В каждой точке мы можем рассмотреть линеаризацию гамильтонова векторного поля и собственные значения и линеаризованной системы. Поскольку рассматриваемое векторное поле — гамильтоново, то , а в силу невырожденности особой точки . Хорошо
известно, что — гладкий инвариант поля в особой точке . Однако при гомеоморфизмах он не обязан сохраняться. Другими словами, каждое из чисел , рассматриваемое по отдельности, не является инвариантом в смысле топологической сопряженности. Тем не менее, рассмотрев все эти числа в совокупности, мы можем изготовить из них топологический инвариант. Вместо собственных значений линеаризованного векторного поля нам будет при этом удобнее рассмотреть их обратные величины .
Определение 6.1. Совокупность вещественных чисел , pacсматриваемых с точностью до пропорциональности, мы назовем -инвариантом гамильтоновой системы на атоме .
Комментарий. Если — локальная система координат в окрестности особой точки , то число может быть вычислено по следующей явной формуле
где и — матрица симплектической формы.
Предложение 6.1. -инварианты топологически сопряженных гамильтоновых систем (заданных на двух экземплярах одного и того же атома) совпадают. Доказательство.
Мы начнем с некоторой технической, но важной леммы, которая будет использоваться нами неоднократно и в дальнейшем.
Удаляя из поверхности особый слой , мы превращаем в несвязное объединение колец , каждое из которых естественным образом расслоено на замкнутые траектории гамильтоРис. 6.1 нова поля . На каждом из этих колец мы можем ввести канонические переменные действие-угол и . Сейчас нас будет интересовать переменная «угол» . Эта переменная является гладкой функцией на кольце, а потому можно рассмотреть ее линии уровня. Линии уровня определены неоднозначно, поскольку угол на каждой неособой окружности (являющейся линией уровня переменной действия ) определен с точностью до сдвига. Поэтому, если мы хотим изобразить линии уровня функции , нам нужно сначала выбрать и фиксировать начало отсчета на каждой траектории. Это можно сделать, положив , где некоторый гладкий «отрезок», соединяющий пару точек на внешней и внутренней границе кольца и трансверсальный траекториям (рис. 6.1). После этого функция будет
определена однозначно. На рис. 6.1 изображена качественная картина поведений ее линий уровня. Более точно, справедливо следующее утверждение.
Лемма 6.1. Пусть — произвольное кольцо атома ребра графа , примыкающие (инцидентные) к данному кольцу . Пусть — вериины графа , являющиеся концами ребер . Тогда:
a) На каждом ребре существует единственная внутренняя точка , являющаяся предельной точкой некоторой гладкой линии уровня переменной Рис. 6.2 «угол» на кольце (рис. 6.1). При этом начальный отрезок совпадает с .
б) Отрезки разбивают кольцо в сумму «прямоугольников» , на каждом из которых линии уровня функции качественно ведут себя так, как это показано на рис. 6.2 (см. также рис. 6.1). Другими словами, все остальные линии уровня const (за исключением ) втыкаются в особые точки .
в) Имеют место следующие формулы:
а при
Другими словами, приращение переменной «угол» внутри области пропорционально числу , отвечающему вериине . Построенные в этой лемме линии уровня мы будем называть отрезками раздела.
Доказательство.
Сначала докажем полезное вспомогательное утверждение, показывающее, с какой скоростью гамильтонов поток течет вблизи седловой особенности.
Рассмотрим на плоскости с координатами (u,v) функцию , произвольную симплектическую структуру и соответствующее гамильтоново поле . Рассмотрим область , изображенную на рис. 6.3. Она ограничена неотрицательными полуосями координат и , гиперболой и двумя отРис. 6.3 резками и , трансверсально пересекающими линии уровня const. Рассмотрим функцию , сопоставляющую каждому время движения по куску траектории , высекаемому отрезками и (рис. 6.3).
Лемма 6.2. Для любого имеет место равенство:
где — некоторый полином степени , а — функция класса на отрезке . При этом коэффициенты полинома
совпадают с коэффициентами в тейлоровском разложении
В частности, .
Доказательство.
Мы утверждаем, что значение функции может быть вычислено по формуле
Действительно, параметризуем как траекторию векторного поля . Тогда и
Подставляя в интеграл, получаем
Параметризуем теперь эту же кривую иначе:
Подставляя в интеграл, получаем
Поскольку — гладкая функция, то справедливо представление
где и — гладкие функции. Применяя такое разложение для функции и повторяя эту процедуру несколько раз, мы получаем
где и — гладкие функции. Интегрируя это выражение по , получаем
где — функция класса на отрезке , что и требовалось доказать. Лемма 6.2 доказана.
где и — гладкие функции класса на отрезке .
Вернемся к доказательству леммы 6.1. Рассмотрим на кольце С гладкие отрезки , разбивающие кольцо на «прямоугольники» , как показано на рис. 6.4.
Каждому ребру отвечает ровно один отрезок . Напомним, что кольцо расслоено на замкнутые траектории потока , и каждая такая траектория однозначно задается значением гамильтониана на ней (мы будем обозначать ее через ). Пусть — время прохождения точки внутри «прямоугольника» от его левой стороны до правой стороны под действием потока вдоль ин-
Рис. 6.4 тегральной траектории .
Отметим, что в условиях леммы 6.2 вместо отрезков и можно рассмотреть любые другие гладкие кривые, пересекающие трансверсально оси координат. При этом вид формулы полностью сохраняется, лишь к функции добавится некоторая гладкая функция. Поэтому, используя лемму Морса, мы можем применить нашу лемму 6.2 к «прмоугольнику» . В результате (для ) мы получаем следующее асимптотическое представление для функции П :
где — функция непрерывная на всем отрезке (включая нуль).
Обозначим через полный период траектории . Функция будет неоднократно встречаться нам и в дальнейшем, и мы будем называть ее функцией периода (отвечающей данному кольцу ). Для каждого рассмотрим далее функцию
где .
на всем отрезке и гладкая всюду, кроме, быть может, нуля. В самом деле, все «чистые логарифмы», входящие в выражения для периодов, сокращаются и в результате остается выражение:
которое, очевидно, является непрерывной функцией от на всем отрезке , включая нуль.
Отметим, что если бы функции оказались тождественно равными нулю, мы получили бы, что . Это означало бы, что приращение переменной «угол» в каждом прямоугольнике равняется в точности . Другими словами, отрезки оказались бы линиями уровня переменной и совпали бы с искомыми отрезками . Мы используем здесь тот факт, что для каждой траектории ее естественный параметр и переменная «угол» связаны простым соотношением , т.е. попросту пропорциональны с постоянным на траектории коэффициентом.
Однако, вообще говоря, отличны от нуля. Но они оказались непрерывными функциями от , поэтому нам достаточно рассмотреть новые отрезки , получающиеся из исходных отрезков некоторыми сдвигами. А именно, нужно сдвинуть каждую точку отрезка на величину . Более точно, каждая точка на задается некоторым значением , и сдвигать ее нужно вдоль траектории потока на величину . Ясно, что для построенных таким путем новых отрезков новые функции уже будут тождественно равны нулю, и тогда вступает в силу сделанное выше замечание. Новые отрезки являются гладкими на открытом кольце и каждый из них имеет предельную точку на внутренней границе кольца, которую мы и обозначим через .
Итак, мы построили отрезки таким образом, что выполнена формула пункта «в» леммы 6.1. Осталось доказать единственность точки (см. пункт «а» леммы) и то, что все остальные траектории ведут себя так, как указано в пункте «б». Другими словами, достаточно доказать, что в «прямоугольнике» все остальные линии уровня функции втыкаются в особую точку . Но этот факт легко следует из уже использованного нами соотношения .
Действительно, если мы сместимся с построенного нами отрезка внутрь прямоугольника на произвольную положительную величину , то вблизи графа мы удалимся от отрезка на сколь угодно большое время в смысле потока , поскольку при . Поэтому предельной точкой сдвинутого отрезка (т. е. линии уровня функции ) может быть только особая точка . Лемма 6.1 полностью доказана.
Комментарий. Начальный отрезок предполагался гладким, однако ясно, что можно было бы взять любой непрерывный отрезок на кольце , соединяющий
пару точек на противоположных границах кольца и по одному разу пересекающий каждую интегральную траекторию потока . Все отличие от доказанной выше леммы 6.1 будет тогда состоять в том, что и все остальные отрезки (строящиеся при помощи ) также будут непрерывными дугами, соединяющими пары точек на противоположных границах кольца и пересекающими по одному разу каждую интегральную траекторию потока.
Возвращаемся к доказательству предложения 6.1. Пусть и два экземпляра одного и того же атома , на которых заданы топологически сопряженные между собой гамильтоновы системы и . Пусть сопрягающий гомеоморфизм. Обозначим через и значения -инварианта первой и второй системы соответственно. Здесь одинаковыми индексами мы нумеруем особые точки первой системы и их образы .
Граф разбивает в объединение колец. Пусть — любое из них и кольцо, отвечающее ему при гомеоморфизме . Рассмотрим на кольце систему отрезков раздела , построенных при помощи леммы 6.1 , и отвечающих некоторой переменной «угол» .
Рассмотрим образы отрезков при гомеоморфизме . Они разбивают кольцо в объединение прямоугольников . Эти отрезки будут линиями уровня переменной «угол» при условии, что за начальный отрезок (отвечающий ) взят отрезок . Это сразу следует из топологической сопряженности систем и . Более того, функция принимает на отрезках те же значения, что и функция на отрезках . Таким образом, являются отрезками раздела для кольца и обладают всеми свойствами, перечисленными в лемме 6.1 , в частности, для них верна формула пункта «в».
Поскольку , то отсюда мы сразу получаем, что
Из этого соотношения сразу следует, что наборы чисел и для каждого кольца и его образа совпадают с точностью до пропорциональности. Проводя это рассуждение для всех остальных колец, мы получаем утверждение предложения 6.1.