Главная > ИHTEГPИPУEMЫE ГAMИЛЬTOHOBЫ СИСТЕМЫ(А. В. Болсинов, А. Т. Фоменко)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Итак, все гладкие инварианты описаны и мы можем сформулировать теорему гладкой классификации гамильтоновых потоков на атоме.

Потребуем сначала, чтобы при сопрягающем диффеморфизме сохранялся гамильтониан системы. Тогда мы попросту можем считать, что нам даны две системы на одной и той же поверхности $P$ и с одним и тем же гамильтонианом $f$, однако симплектические структуры для этих систем различны.
Теорема 7.1. Пусть на 2-атоме $P$ заданы два гамильтоновых потока $\sigma_{1}^{t}$ и $\sigma_{2}^{t}$ (с одним и тем же гамильтонианом, но с разными симплектическими структурами). Пусть соответствующие функции периода, $\Lambda^{*}$-инварианты и $Z^{*}$-инварианты совпадают. Тогда потоки $\sigma_{1}^{t}$ и $\sigma_{2}^{t}$ гладко сопряжены, т. е. существует диффеоморфизм $\xi: P \rightarrow P$ такой, что $\xi \circ \sigma_{1}^{t}=\sigma_{2}^{t} \circ \xi$. При этом диффеоморфизм $\xi$ может быть выбран сохраняющим гамильтониан.
Доказательство.
Во-первых, отметим, что совпадение $\Lambda^{*}$-инвариантов гарантирует существование сопрягающего диффеоморфизма $\xi$ в окрестности каждой особой точки гамильтониана, при этом диффеоморфизм может быть выбран сохраняющим гамильтониан. Наша задача теперь – сшить эти локальные диффеоморфизмы в

единый диффеоморфизм, определенный на всей поверхности $P$. Это действительно можно сделать, поскольку функции периодов совпадают.

Выберем для каждой вершины $S_{j}$ графа $K$ канонический крест $U_{1}\left(S_{j}\right)$ в смысле потока $\sigma_{1}^{t}$ и рассмотрим локальный сопрягающий диффеоморфизм в окрестности этой вершины. Пусть $U_{2}\left(S_{j}\right)=\xi\left(U_{1}\left(S_{j}\right)\right)$ – образ креста $U_{1}\left(S_{j}\right)$. Ясно, что $U_{2}\left(S_{j}\right)$ является каноническим крестом для потока $\sigma_{2}^{t}$. В результате мы получаем два разбиения поверхности $P$ на «канонические кресты» и «прямугольники», отвечающие двум рассматриваемым гамильтоновым потокам. Для каждого из прямоугольников определена его ширина, т.е. функция вида $m_{i}(f)$ (см. выше построение инварианта $m^{*}$ ). Обозначим в нашем случае эти функции через $m_{1 i}(f)$ и $m_{2 i}(f)$, где $m_{k i}(f)$ – «ширина» прямоугольника на $i$-ом ребре графа $K$, отвечающего $k$-ой системе (разумеется, «ширина» понимается в смысле этой же системы), $k=1,2$. Эти разбиения, в частности, определяют коцепи $m_{1}^{*}$ и $m_{2}^{*}$.
Рис. 7.6
Когда можно продолжить локальные диффеоморфизмы $\xi_{j}$ до глобального сопрягающего диффеоморфизма, определенного на всем атоме? Очевидно, это можно сделать тогда и только тогда, когда $m_{1 i}(f) \equiv m_{2 i}(f)$ для любого $i$. Оказывается, этого легко можно добиться изменением локальных диффеоморфизмов $\xi_{j}$. Действительно, вместо диффеоморфизмов $\xi_{j}$ мы можем рассмотреть сопрягающие диффеоморфизмы вида $\mathcal{A}_{g} \circ \xi_{j}$, где как и выше,
\[
\mathcal{A}_{g}=\sigma_{2}^{g(f(x))}(x)
\]

и $g$ – некоторая гладкая функция. В результате мы можем изменить коцепь $m_{2}^{*}$ на произвольную кограницу и тем самым добиться того, что $m_{1}^{*}=m_{2}^{*}$.

Это означает, что мы добились того, что функции $m_{1 i}(f)$ и $m_{2 i}(f)$ почти совпадают, более точно, совпадают их тейлоровские разложения в нуле.

Теперь нужно уравнять эти функции тождественно. Эту процедуру можно провести на каждом кольце атома $P$ по отдельности. Для этого достаточно воспользоваться следующими преобразованиями канонических крестов. Рассмотрим крест $U_{2}\left(S_{j}\right)$ (рис. 7.6).

Траектории, входящие и выходящие из вершины $S_{j}$, делят этот крест на четыре куска. Рассмотрим $C^{\infty}$-гладкую функцию, которая на трех из этих кусков тождественно равна нулю, а на четвертом имеет вид $h(f)$, где $h$ имеет нуль бесконечного порядка при $f=0$ (например, $h=m_{1 i}(f)-m_{2 i}(f)$. Таким образом, $h(x)$ – гладкая функция в окрестности $U_{2}\left(S_{j}\right)$, являющаяся интегралом потока $\sigma_{2}^{t}$. Рассмотрим теперь преобразование креста $U_{2}\left(S_{j}\right)$, задаваемое формулой
\[
\mathcal{B}_{h}(x)=\sigma_{1}^{h(x)}(x) .
\]

Это преобразование является тождественным на трех из четырех частей креста, а четвертая часть подвергается сдвигу, который вблизи графа $K$ является «почти тождественным». С помощью такого преобразования

мы можем подправлять функции $m_{2 i}(f)$ на каждом кольце, добиваясь равенств $m_{1 i}(f)=m_{2 i}(f)$. Легко видеть, что используя условие совпадения функций периодов, мы можем это сделать одновременно для всех $i$. В результате мы сможем сшить локальные сопрягающие диффеоморфизмы в единый сопрягающий диффеоморфизм, что и требовалось. Теорема доказана.

Комментарий. Доказательство теоремы 7.1 может быть получено другим способом. Идея состоит в том, чтобы сравнивать не сами гамильтоновы потоки $\sigma_{1}^{t}$ и $\sigma_{2}^{t}$, а соответствующие им симплектические структуры $\omega_{1}$ и $\omega_{2}$ на поверхности $P$ (если гамильтонианы фиксированы, то эти задачи эквивалентны). Далее диффеоморфизм $\xi$, переводящий $\omega_{1}$ в $\omega_{2}$, может быть построен с помощью метода, предложенного Мозером в [337]. При этом, однако, нужно следить за сохранением гамильтониана. Эта идея была реализована Б. С. Кругликовым [98], получившим также некоторые обобщения теоремы 7.1 (в частности, на случай гладкости $C^{k}$ ). В работе Dufour J.-P., MolinoP., Toulet A. [274] был исследован тесно связанный с нашей задачей вопрос о классификации троек $\left(P^{2}, \omega, \mathcal{F}\right)$, где $\omega$ – симплектическая структура на поверхности $P^{2}$, а $\mathcal{F}$ – одномерное слоение с особенностями, порожденное некоторой функцией Морса на $P^{2}$.

Как теперь отказаться от условия сохранения гамильтониана? Достаточно посмотреть, что будет происходить с инвариантами фиксированной гамильтоновой системы, если ее гамильтониан мы будем менять (меняя одновременно и симплектическую структуру, но оставляя систему неизменной). В принципе, мы можем сформулировать явно некоторое формальное правило изменения инвариантов. Например, для $\Lambda^{*}$-инварианта это будет формальное сопряжение степенных рядов. Остальные инварианты также могут быть представлены в виде некоторых степенных рядов, и для них тоже можно указать закон формального сопряжения. В результате окончательная формулировка теоремы классификации будет такой: две гамильтоновы системы $w_{1}$ и $w_{2}$ на атоме гладко сопряжены тогда и только тогда, когда наборы их инвариантов $\left(\Lambda_{1}^{*}, \Delta_{1}^{*}, Z_{1}^{*}\right)$ и $\left(\Lambda_{2}^{*}, \Delta_{2}^{*}, Z_{2}^{*}\right)$ сопряжены формально.

Однако правило формального сопряжения будет довольно громоздким, поэтому мы поступим иначе и еще раз напомним метод, позволяющий тестировать две заданные системы на сопряженность. Итак, пусть на одном и том же атоме даны две гамильтоновы системы. Рассмотрим функции периодов этих систем на кольцах атома. Фиксируем какое-либо кольцо и сравним функции периодов $\Pi_{1}\left(f_{1}\right)$ и $\Pi_{2}\left(f_{2}\right)$ на этом кольце. Они, разумеется, не обязаны совпадать, поскольку аргументы этих функций (гамильтонианы) никак между собой не связаны. Согласно лемме 7.4 мы можем изменить гамильтонианы $f_{1}$ и $f_{2}$ таким образом, чтобы эти функции приобрели вид
\[
\Pi_{i}\left(f_{i}^{\prime}\right)=-A_{i}\left(f_{i}^{\prime}\right) \ln \left|f_{i}^{\prime}\right|, \quad i=1,2 .
\]

После такой замены гамильтонианов в случае сопряженности систем наборы инвариантов $\left(\Lambda_{1}^{*}, \Delta_{1}^{*}, Z_{1}^{*}\right)$ и $\left(\Lambda_{2}^{*}, \Delta_{2}^{*}, Z_{2}^{*}\right)$ обязаны совпадать. Таким образом, при условии, что какое-то кольцо атома мы считаем выделенным, мы можем определить инварианты гамильтонова потока, которые не будут зависеть от выбора гамильтониана.

Замечание. С формальной точки зрения эта процедура может быть интерпретирована следующим образом. Каждой гамильтоновой системе с заданным гамильтонианом можно поставить в соответствие набор инвариантов. Меняя гамильтониан, мы автоматически меняем эти инварианты. В результате на множестве инвариантов возникает действие «группы замен гамильтонианов». Настоящим инвариантом потока, который не зависит от выбора гамильтониана, является орбита этого действия. Процедура, описанная выше, состоит в точности в том, что для каждой орбиты мы однозначно указываем некоторый представитель. Этот представитель выделяется тем условием, что значение $\Delta^{*}$-инварианта на выделенном кольце равно нулю.
Теперь мы, в частности, можем сказать, сколькими параметрами параметризуется множество классов гладко сопряженных гамильтоновых систем на фиксированном атоме $V=$ $=\left(P^{2}, K\right)$. Напомним, что в топологическом случае это множество было конечномерным. Здесь же, как показывает несложный подсчет, множество классов сопряженности параметризуется формальными степенными рядами в количестве $2 k$ штук, где $k$ – число вершин атома.
Наконец, полезно посмотреть, как устроены эти инварианты в случае простейших атомов. В случае атома $B$ (рис. 7.7) имеется одна вершина, следовательно, инвариантами являются два степенных ряда. Наиболее естественными инвариантами здесь являются функции периодов на кольцах атома. Теорема классификации для этого атома звучит очень естественно: две системы на атоме $B$ гладко сопряжены тогда и только тогда, когда гладко сопряжены функции периодов. Подчеркнем, однако, один существенный момент. В данном контексте гладкая сопряженность означает не только то, что сопрягающие диффеоморфизмы являются гладкими вплоть до нуля (нуль включается), но и то, что эти диффеоморфизмы гладко сшиваются в нуле. Другими словами, все три диффеоморфизма обязаны иметь одно и то же тейлоровское разложение в нуле. Отметим также, что функции периода на разных кольцах не могут выбираться совершенно произвольно друг от друга. Необходимым является следующее условие. Если мы рассмотрим сумму функций периодов по всем отрицательным кольцам и аналогичную сумму – по всем положительным:
\[
\begin{array}{ll}
\Pi^{-}(f)=-A^{-}(f) \ln |f|+B^{-}(f), & f \in\left[-f_{0}, 0\right), \\
\Pi^{+}(f)=-A^{+}(f) \ln |f|+B^{+}(f), \quad f \in\left(0, f_{0}\right],
\end{array}
\]

то тейлоровские разложения функций $A^{-}$и $B^{-}$обязаны совпадать с тейлоровскими разложениями функций $A^{+}$и $B^{+}$соответственно.

Наконец, существует гамильтониан, для которого функция периода на внешнем кольце имеет вид
\[
\Pi_{1}(f)=-A(f) \ln |f| .
\]

Тогда на двух оставшихся кольцах функции периода будут иметь вид
\[
\begin{array}{l}
\Pi_{2}(f)=-\frac{1}{2} A(f) \ln |f|+B(f), \\
\Pi_{3}(f)=-\frac{1}{2} A(f) \ln |f|-B(f),
\end{array}
\]

и корректно определенными инвариантами будут тейлоровские разложения функций $A(f)$ и $B(f)$ в нуле.

Рассмотрим также еще один важный случай атома $C_{2}$ (рис. 7.8 ), который часто встречается в конкретных задачах. Часто на этом атоме бывает определена естественная инволюция (центральная симметрия в $\mathbb{R}^{3}$ относительно начала координат), которая меняет поток на противоположный. В силу такой симметрии $\Lambda^{*}$-инварианты вершин совпадают, так же как и функции периодов на кольцах одного знака. Посмотрим, сколько существенных инвариантов будет в этом случае. Снова выберем гамильтониан так, чтобы на одном из положительных колец функция периода принимала

Рис. 7.8 вид:
\[
\Pi_{1}(f)=-A(f) \ln |f| .
\]

Тогда на втором положительном кольце в силу симметрии функция периода будет такой же
\[
\Pi_{2}(f)=-A(f) \ln |f| .
\]

Опять-таки, в силу симметрии, функции на оставшихся двух отрицательных кольцах будут совпадать:
\[
\begin{array}{l}
\Pi_{3}(f)=-A(f) \ln |f|+B(f), \\
\Pi_{4}(f)=-A(f) \ln |f|-B(f),
\end{array}
\]

Коэффициенты перед логарифмами будут совпадать, поскольку каждое кольцо проходит мимо одних и тех же особых точек. Что же касается конечных частей, то по условию, сформулированному выше, тейлоровское разложение функции $B(f)+B(f)=2 B(f)$ должно быть тождественно нулевым, т.е. функция $B(f)$ является малой бесконечного порядка в нуле и не дает никакого инварианта. Таким образом, при условии симметричности атома и системы на нем гладким инвариантом будет лишь один степенной ряд (ряд Тейлора функции $A(f)$ в нуле).

Наконец, самое последнее замечание состоит в том, что в гладком случае нет никаких нетривиальных ограничений на инварианты (аналогичных тем, которые обсуждались в параграфе 3 главы 6). $\Lambda^{*}$-инвариант может быть совершенно произвольным с единственным условием, что его первый член положителен; на $Z^{*}$-инвариант вообще нет никаких ограничений. Функции периодов $\Pi_{n}(f)$ должны обладать двумя естественными свойствами:
1) коэффициент перед логарифмом должен быть равен сумме $\Lambda^{*}$-инвариантов тех вершин графа, мимо которых проходит кольцо;
2) сумма тейлоровских разложений их конечных частей по положительным кольцам равна аналогичной сумме по отрицательным.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru