Главная > Линейная алгебра и некоторые ее приложения
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА III. ЛИНЕИНЫЕ ОПЕРАТОРЫ

§ 1. Определение и примеры

Определение 1. Говорят, что в векторном пространстве задан оператор, или преобразование, если каждому вектору поставлен в соответствие определенный вектор или; как мы чаще будем писать,

Оператор (преобразование) А называется линейным, если для любых двух векторов х и у из и произвольного числа

Вектор называется образом вектора x, а вектор x — прообразом вектора при преобразовании

Выберем в пространстве базис ей Тогда если то в силу линейности оператора имеем

Но так как - это тоже вектор из то можно разложить по базису пусть

Тогда

Если — координаты вектора в том же базисе т. е. если

то, ввиду единственности разложения вектора по базису, имеем

Таким образом, каждому линейному оператору в данном базисе отвечает матрица

столбец которой образован коэффициентами разложения вектора по базису при этом коэффициенты разложений (1) координат вектора по координатам вектора х образуют строки матрицы А.

Если в -мерном векторном пространстве задан базис, то не только каждому линейному оператору отвечает определенная матрица А, но и, обратно, каждая квадратная матрица А порядка может рассматриваться как матрица некоторого линейного оператора.

Действительно, пусть базис пространства и пусть дана матрица порядка (мы будем писать короче: Обозначим через оператор, переводящий произвольный вектор в вектор где при

Покажем, что этот оператор—линейный. В самом деле, произвольный другой вектор Упвп он переводит в где вектор

в вектор где Поэтому

Далее, для любого имеем где Следовательно,

и оператор — линейный.

Таким образом, если в векторном пространстве задан базис, то каждому линейному оператору отвечает Определенная квадратная матрица порядка , обратно, каждой такой матрице отвечает определенный линейный оператор. Поэтому линейный оператор и соответствующую ему (в данном базисе) матрицу мы будем обозначать одной и той же буквой: — линейные операторы, — соответствующие им матрицы. Матрица А называется матрицей линейного оператора

Легко видеть, что для всякого линейного оператора

При этом, если только при то оператор называется невырожденным; если же найдется такой вектор что то оператор — вырожденный.

Пусть — матрица линейного оператора Рассмотрим систему линейных однородных уравнений

Ввиду теоремы 10 из главы I, для существования ненулевого решения этой системы (и значит, для существования ненулевого вектора хпеп такого, что необходимо и достаточно, чтобы определитель матрицы А (обозначим его через был равен нулю. Следовательно, для того чтобы оператор был невырожденным, необходимо и достаточно, чтобы

определитель матрицы А этого оператора (в любом базисе) был отличен от нуля. Матрица, определитель которой отличен от нуля, называется невырожденной матрицей.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Пусть — поворот всех векторов обычной плоскости (короче — поворот плоскости вокруг начала координат на угол против часовой стрелки. Это преобразование линейно, ибо безразлично, сначала ли сложить векторы а потом повернуть их сумму, на угол или сначала повернуть векторы, а потом их сложить (рис. 8); так же безразлично, умножить ли сначала вектор а на число затем повернуть его на угол или сделать это в обратном порядке (рис. 9).

Рис. 8.

Рис. 9.

Предположим, что базисные векторы — единичные и взаимно ортогональные. Вектор — единичный вектор, образующий угол и угол

Следовательно,

Единичный вектор образует с угол — угол

Следовательйо,

Таким образом,

2. Пусть — поворот обычного трехмерного пространства на угол вокруг оси Если — единичные векторы прямоугольной декартовой системы координат, то

и значит, матрица этого преобразования

3. В обычном трехмерном пространстве пусть будет ортогональной проекцией вектора а на плоскость Линейность этого преобразования вытекает из того, что проекция суммы векторов равна сумме проекций слагаемых и что проекция произведения вектора на число равна произведению проекции вектора на это число. Если базис выбран так, как в примере 2, то очевидно, что

и следовательно,

4. В обычном трехмерном пространстве пусть будет вектор, симметричный с вектором а относительно плоскости Линейность этого преобразования очевидна. При этом

и матрица преобразования имеет вид?

5. В пространстве многочленов от степени не выше положим

Линейность этого «оператора дифференцирования» вытекает из основных правил дифференциального исчисления. Чтобы найти его матрицу, выберем в качестве бази например, векторы

Тогда

и

6. Обозначим через 8 так называемый тождественный оператор, определяемый равенством: для любого Тогда для всех и следовательно, матрица оператора в любом базисе имеет вид

7. Обозначим через О так называемый нулевой оператор, определяемый равенством для всех Матрица этого оператора, состоит из одних нулей.

Ясно, что операторы 1, 2, 4 и 6 — невырожденные, а операторы 3, 5 и вырожденные.

Теорема 1. При линейном преобразовании векторного пространства каждое подпространство переходит в подпространство.

Доказательство. Пусть подпространство векторного пространства Обозначим через множество всех векторов, являющихся образами векторов из при линейном преобразовании Нам надо доказать, что подпространство. Пусть векторы х и у принадлежат Это значит, что где Но тогда

так как и при любом

так как Таким образом, — подпространство.

(Легко понять, что размерность не превышает размерности

Теорема 2. При линейном преобразовании векторного пространства каждое линейное многообразие переходит в линейное многообразие.

Доказательство. Пусть М — линейное многообразие в Тогда существует такое подпространство и такой вектор а, что а (см. выше стр. 78). Если — линейный оператор, то Ввиду теоремы является линейным подпространством и, значит, — линейное многообразие (см. стр. 79).

Пусть А — -мерное аффинное пространство и соответствующее ему векторное пространство, в котором задан линейный оператор Этот оператор ожно следующим образом распространить и на точки из Предположим, что в А выбрана система координат. Тогда, если вектор при преобразовании переходит в , то, по определению, точка (конец вектора ) переходит в (конец вектора ).

Из теоремы 2 непосредственно вытекает, что при линейном преобразовании аффинного пространства -мерная плоскость переходит в плоскость (не большей размерности). В частности, прямые переходят в прямые или в точки.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru