Главная > Вибрации в технике, Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов
Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий том содержит результаты теоретических исследований и методы расчета механических колебаний (вибраций) и устойчивости объектов современной техники в таких областях, как машиностроение, железнодорожный транспорт, судостроение, авиация и реактивная техника. В разделе, относящемся к машиностроению, значительное внимание уделено турбиностроению, а именно колебаниям вращающихся элементов машин—роторных систем, включая лопатки, диски и взаимодействующие с ними подшипники.

Области техники, в которых колебания играют ту или иную роль, весьма многочисленны. Прежде всего нужно отметить, что в данном томе рассматриваются «вредные» колебания, возникновение которых либо приводит к большим напряжениям в элементах машин и конструкций, или связано с потерей устойчивости, либо вредно для людей. Поэтому приводимые расчеты направлены на установление степени интенсивности колебаний и на способы устранения или снижения их амплитуд, на предотвращение потери устойчивости. В данном томе для рассмотрения выбраны такие объекты современной техники, которые либо являются значительными (по мощности, по значению) и даже уникальными, как, например, мощные паротурбоагрегаты, либо представляют интерес в связи с наблюдаемыми в них колебаниями разного рода, имеющими те или иные характерные особенности.

Главы в томе расположены в соответствии с принципом перехода от простого к сложному. Сначала рассмотрены колебания отдельных элементов (криволинейных стержней, пружин, сосудов с жидкостью, зубчатых передач, технологических элементов—станок—инструмент—деталь), а затем колебания гибких валов-роторов современных турбомашин с подшипниками (скольжения и качения). Далее рассмотрена непосредственно турбинная техника (лопатки, диски, турбинный ротор-корпус, электрические машины и их фундаменты, турбоагрегаты). Две главы посвящены колебаниям систем, связанным с двигателем внутреннего сгорания, причем в первой из них проанализированы крутильные колебания, а во второй—колебания агрегата при ограниченной мощности двигателя. Затем рассмотрены колебания специальных машин, применяемых в горном деле, и колебания объектов транспортной техники — железнодорожного состава, судовых конструкций, автомобилей и гусеничных машин, летательных аппаратов. Одна из глав посвящена анализу выносливости деталей машин и конструкций, подверженных колебаниям, т. е. анализу усталостной прочности при колебательных воздействиях. Глава «Колебания электрических машин» в связи с поздним поступлением помещена в конце тома.

В настоящее время все большее значение приобретает вопрос о выборе расчетной модели объектов. Схематизация объекта, т. е. его упрощенное представление в виде некоторой «идеализированной» механической системы-модели, поддающейся расчетному анализу, не является однозначной — она может быть более или менее сложной в зависимости от цели, которую себе поставил инженер-расчетчик. Характер модели зависит от объема той информации, которую хотят получить, анализируя возможные свойства проектируемого или проявляющиеся свойства действующего объекта. Большая или меньшая сложность модели связана с большим или меньшим числом факторов, которые следует учитывать при формировании модели. Немалую роль

в выборе модели играет интуиция и искусство исследователя и расчетчика. Этому вопросу посвящена гл. I, в которой содержатся некоторые указания по выбору модели, а также приведенные в ряде глав отдельные соображения, касающиеся оценки опытных данных по влиянию демпфирования, конструктивных несовершенств и по учету фактического поведения системы в реальном исполнении, эти сведения подкрепляют принимаемые расчетные предпосылки. Таким образом, этот том наряду с расчетами содержит конструктивные и эксплуатационные данные, связанные с современной техникой.

Редакторы тома:

Докт. техн. наук проф. Докт. техн. наук проф.

Ф. М, ДИМЕНТБЕРГ К. С. КОЛЕСНИКОВ

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru