Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИЗубчатая пара. Наибольшую сложность при динамических расчетах зубчатых зацеплений представляет оценка уровня динамических напряжений, возникающих в элементах передачи. Поэтому при расчетном определении динамических напряжений в зубчатых колесах следует выбирать наиболее точную, хотя и возможно сложную, расчетную динамическую модель зубчатого колеса. В таких ответственных случаях динамическую модель зубчатого колеса следует рассматривать в виде сплошной среды. Решение задачи о динамическом нагружении зуба в этом случае можно получить на ЭЦВМ одним из численных методов решения динамических задач теории упругости, например динамическим вариантом метода конечных элементов [15]. Этот динамический расчет следует производить только для простейшей зубчатой пары, и целью его является уточненное определение динамических напряжений бьях колес. Поэтому выполнять его необходимо только в ответственных зубчатых парах, работающих в экстремальных условиях, когда ставится задача обеспечить прочность зубьев без повышения массы и габаритов передачи. Пример использования метода конечного элемента для динамического расчета зубчатого колеса (число зубьев Экспериментальные исследования, выполненные на короткой консольной пластинке, имитирующей зуб колеса при нагружении ее ударным импульсом, показали, что по методу конечного элемента получаются удовлетворительные результаты как для формы колебаний, так и для величины деформации. Использование для расчетного определения динамических деформаций метода собственных форм колебаний пластинки дает значительное расхождение с экспериментальными данными. В высокоскоростных зубчатых парах возможно возбуждение колебаний зубьев колес. В таких случаях зубчатые колеса могут быть представлены в виде твердых тел, посаженных на несущие валы, зубья же колес можно представить в виде коротких консольных балок, жестко или упруго соединенных с ободом зубчатого колеса. Таким путем можно учесть как возможные формы возбуждаемых колебаний в зубчатой паре, так и динамические напряжения в зубьях зубчатых колес. Уравнения движения зубчатых колес в этом случае следует записывать в виде
где Смещения зацепляющихся колес
где Прогиб зуба, обусловленный колебаниями его как консольной балки, можно нанти из решения дифференциального уравнения
где Для упрощения решения уравнения (3) применительно к колебаниям зубьев колес рекомендуется пренебрегать инерцией вращения и принимать последнее слагаемое в левод исследованиях динамики зубчатых передач следует пользоваться непосредственно уравнением (3). Решение уравнения (3) при
в котором искомая динамическая нагрузка Сближение соударяющихся зубьев, связанное с контактной деформацией, в случае начального линейчатого касания может быть записано в виде [2]
где Тогда, с учетом (2), (4) и (5), уравнение для определения динамической нагрузки
Для решения уравнения (6) на ЭЦВМ предлагается метод численного интегрирования, при котором период колебаний разделен на
Рис. 1 Расчеты показывают, что учет колебаний зуба как балки только по первой форме дает отклонение от точного решения с учетом высших форм колебаний зуба-балки на 1,5%. Это позволяет при подобных расчетах учитывать лишь колебания зуба-балки по первой форме и переходить от модели зуба с распределенными параметрами к модели с сосредоточенными параметрами. В зубчатых передачах (и в первую очередь в передачах с прямыми зубьями) имеет место периодическое изменение жесткости зубьев по фазе зацепления, связанное с тем, что в передаче крутящего момента в зависимости от фазы зацепления принимает участие разное число зубьев. Например, для прямозубых зубчатых колес характер изменения жесткости С зубьев по фазе зацепления имеет вид, показанный на рис. 1, где
где В связи со сложностью решения уравнения (7) следует ограничиваться определением зон неустойчивости для однородного уравнения Параметрические явления при вынужденных колебаниях косозубых зубчатых также можно изучать на АВМ сведением пары колес (рис. 2) к системе с сосредоточенными параметрами [14, с.
где Выполненные на АВМ исследования динамических процессов в зубчатой паре с периодическим изменением жесткости зубьев по фазе зацепления показывают, что на уровень вибраций влияют как параметры силового возбуждения колебаний, так и фазовый сдвиг между возмущающей силой, действующей в зацеплении, и функцией жесткости зубьев [14].
Рис. 2 Переборный редуктор. Динамическая модель переборного редуктора в случае, когда зубчатые колеса представляются в виде твердых тел, сводится к многомассовой системе, расчет которой с использованием ЭЦВМ не вызывает принципиальных сложностей. Однако для изучения особенностей процессов, происходящих в редукторах, целесообразно отдельно рассмотреть поведение каждой зубчатой пары, заменив связи, наложенные на зубчатые колеса сопряженными с ними деталями, динамическими жесткостями. В тех случаях, когда между деталями существует слабая упругая связь, такое выделение зубчатой пары с заменой динамической жесткости упругой связи ее статической жесткостью не приводит к заметным погрешностям [9, 13]. Однако отнесение упругой связи к слабой требует полного изучения всей динамической модели Редуктора. Поэтому целесообразно применять геометрическую интерпретацию колебаний зубчатой пары, поскольку анализ аналитического решения задачи о колебаниях даже простейшего переборного редуктора чрезвычайно затруднителен и приводит к сложным зависимостям. Геометрическая интерпретация колебаний зубчатого колеса позволяет наглядно представить виды его движения при действии различных возмущающих факторов, На рис. 3 представлены зависимости координаты силы, направленной перпендикулярно линни зацепления, Крутильным колебаниям колеса соответствует координата Из анализа рис. 3 следует, что при возбуждении колебаний колеса крутящим моментом
Рис. 3 Отсюда следует, что анализ видов вынужденных колебаний зубчатых колес необходимо проводить с учетом не только жесткостных свойств системы, но и характера возмущающих сил. Особый интерес представляет возбуждение колебаний колеса нормальной возмущающей силой
Если зубчатое колесо для снижения уровня динамических сил в зацеплении и демпфирования колебаний выполнено составным (рис. 4) и между ободом и ступицей колеса установлен упругий элемент, то колебания обода по высшим формам Расчетная динамическая модель обода составного зубчатого колеса представляется в виде тонкого упругого кольца, колеблющегося в упругой среде, которая сопротивляется как радиальным, так и тангенциальным перемещениям точек кольца. Принимая линейный характер упругой связи между кольцом (ободом колеса) и средой (упругий элемент составного колеса), уравнение свободных колебаний кольца запишем в виде [25, с. 68]
где Частоты собственных колебаний кольца в упругой среде определяются из соотношения
где
Рис. 4 Коэффициенты жесткости среды Действующая на обод составного зубчатого колеса динамическая нагрузка Из условия замкнутости кольца вынужденные колебания описываются уравнением
где Из этой формулы следует, что резонансные режимы колебаний кольца соответствуют частотам Планетарный редуктор. В планетарных редукторах имеются две основные особенности, затрудняющие их динамический расчет, — многопоточность системы и повышенная податливость ободьев центральных колес, предусматриваемая обычно для более равномерного распределения нагрузки по потокам мощности. При изучении колебаний планетарных редукторов необходимо рассматривать их распространение от зубчатых зацеплений по всем трем возможным направлениям — к обоим центральным колесам и к водилу через сателлиты. Динамическая модель планетарных редукторов включает элементы как с сосредоточенными, так и с распределенными инерционными и жесткостными параметрами. Например, солнечную шестерню, сателлиты, водило, обычно можно рассматривать как твердые тела, совершающие колебания на упругих связях (зубчатых зацеплениях, опорах). Но венец с внутренними зубьями (эпицикл) с подвеской, выполняемой обычно в виде набора тонких оболочек, следует рассматривать как систему с распределенными параметрами. Составление уравнений, описывающих динамическое состояние планегарнык редукторов, и их решение связаны с двумя трудностями - принципиального характера (различие уравнений, описывающих поведение элементов с распределенными и с сосредоточенными параметрами — уравнения в частных производных в первом случае и обыкновенные дифференциальные уравнения — во втором) и вычислительного характера (число уравнений достаточно велико). Для преодоления первой трудности предложено: во-первых, представлять элементы редуктора такими моделями, которые описываются однотипными обыкновенными дифференциальными уравнениями, т. е. осуществить физическую или математическую дискретизацию системы, во-вторых, осуществить разделение редуктора на такие подсистемы, в каждую из которых должны входить элементы с четко выраженными сосредоточенными или распределенными параметрами. В этом случае колебания каждой подсистемы описываются соответствующими уравнениями или системой уравнений, а о колебаниях всего редуктора следует судить, решив систему уравнений совместности деформаций для связей, по которым редуктор разбивается на подсистемы 114, с. 57]. На таком подходе построен метод динамических податливостей, позволяющий исследовать сложные динамические системы, составленные из подсистем, динамическое состояние которых описывается дифференциальными уравнениями различного типа. Выделение простых подсистем достаточно произвольно и должно основываться на стремлении получить окончательный результат наиболее простым путем. Для планетарного редуктора целесообразно выделить следующие простые подсистемы 1) солнечную шестерню с подвеской, выполняемой в виде торсиона с ротором привода, 2) сателлиты с водилом, выполняемым в виде массивной детали, установленной на валу либо соединенной с корпусом через упругую связь; 3) эпицикл с подвеском, выполняемой обычно в виде системы зубчатых муфт-оболочек; 4) корпус редуктора, выполняемый обычно в виде оболочечной или рамной конструкции. При исследовании свободных и вынужденных колебаний планетарных редукторов, в соответствии с методом динамических податливостей, в местах рассечения системы на простые подсистемы к каждой из подсистем прикладывают единичные возмущающие силы, изменяющиеся с определенной частотой, и выполняют расчег вынужденных колебаний каждой из подсистем отдельно под действием этих возмущающих сил. После этого составляют уравнения совместности деформаций для каждой упругой связи, по которым рассекали систему на простые подсистемы. При динамических исследованиях планетарного редуктора следует представлять возмущающие силы, действующие на элементы редуктора и в зубчатых зацеплениях и соединениях, в виде тригонометрических рядов по полярному углу 6. В этом случае оказывается возможным проводить расчет свободных и вынужденных колебаний редуктора отдельно для каждой гармоники возмущающих сил, что в ряде случаев значительно упрощает расчет. Так, нулевая гармоника возмущающих сил в зубчатых зацеплениях приводи? к крутильным колебаниям в системе; первая гармоника — к поперечным колебаниям центральных колес на упругой подвеске; высшие гармоники — к колебаниям ободьев центральных колес по высшим формам, причем в общем случае, когда на обод центрального колеса действует некоторая сосредоточенная сила (связанная, например, с тем, что возмущающие силы в зубчатых зацеплениях в произвольный момент времени не равны), на ободе центрального колеса будут возбуждаться все формы колебаний (начиная с первой), а не только формы, кратные числу сателлитов Предлагается следующая последовательность расчета свободных колебании планетарного ряда в случае колебаний его элементов в плоскости, перпендикуляр ной главной оси [14, с. 57]. На рис, 5 показаны выделенные подсистемы — солнечная шестерня, сателлиты, эпицикл и водило с соответствующими упругими связями Жесткости зубчатых зацеплений, опор сателлитов и водила представлены в виде квивалентных жесгкостей пружин
Рис. 5 Для упругоподвешенного твердого тела матрица коэффициентов динамических податливостей определяется следующим образом. Составляются уравнения движения тела под дсйавием сил
Перемещения
Определив координаты
где
— транспонированная матрица Приведенные соотношения могут быть использованы для построения матрицы динамических податливосгей выделенных подсистем. Для солнечной шестерни матрица коэффициентов динамических податливое! ей
где
где
Матрица Для водила, опирающегося на две опоры, с учетом податливости этих опор матрица коэффициентов динамических податливостей, устанавливающая связь между перемещениями
где
главные поперечные и крутильные жесткости упругой подвески водила. Приведенные в этой матрице постоянные Для случая, когда эпицикл можно считать абсолютно жестким телом (в определенном диапазоне частот), матрица коэффициентов динамических податливостей эпицикла В большинстве конструкций планетарных редукторов эпициклы изготовляют в виде тонких колец с соотношением толщины к радиусу При расчете колебаний эпицикла с подвеской по высшим формам в качестве конечного элемента следует рассматривать кольцо в упругой среде, сопротивляющейся радиальным и тангенциальным смещениям [25, с. 68]. Последовательное соединение колец через упругие связи позволяет построить расчетную модель эпицикла с подвеской и определить коэффициенты динамических податливостей в местах сопряжения его с другими подсистемами. Дифференциальные уравнения, описывающие динамическое состояние эпицикла с подвеской, в этом случае имеют вид
где
где
получаем перемещения колец
Коэффициент динамической псдагливости кольца
где
Коэффициент динамической податливости эпицикла
где Для приближенных расчетов эпицикл с подвеской можно рассматривать как кольцо в упругой среде, заменяя реактивное действие системы упругих муфт подвески упругой средой, препятствующей перемещению кольца в радиальном и тангенциальном направлениях. В этом случае матрица коэффициентов динамических податливое
где
Определенные по приведенным зависимостям коэффициенты динамических податливостей подсистем используют для составления системы канонических уравнений Л! условия отсутствия перемещений в местах рассечения всей системы на подсистемы: три уравнения по числу связей солнечной шестерни с сателлитами
три уравнения по числу связен эпицикла с сателлитами
три пары уравнений (для каждого сателлита)
где При подстановке в эти уравнения значения
где
Ниже дан расчет спектра собственных частот по приведенным соотношениям трехсателитного планетарного планетарного редуктора с параметрами:
1. Спектр собственных частот редуктора (Гц) (см. скан) Уточнение коэффициентов динамических податливостей эпицикла при принятом методе расчета не изменяет порядок частотного определителя, а приводит лишь к изменению его элементов, содержащих коэффициенты При расчете вынужденных колебаний планетарных редукторов целесообразно использовать метод динамических податливостей. В отличие от изложенного выше метода расчета собственных частот планетарного редуктора в этом методе учитываются также возмущающие силы двух типов — силы небаланса, действующие на детали, и возмущающие силы в зубчатых зацеплениях [18]. Общее матричное уравнение для системы составленное относительно внутренних сил
Порядок этого матричного уравнения по-прежнему равен чнслу связей, по которым осуществлялось выделение подсистем (для трехсателлитного редуктора он равен
|
1 |
Оглавление
|