Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
6. СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙИз теоретических расчетов крутильных колебаний механических систем опре-. деляют те диапазоны чисел оборотов, при которых амплитуды колебаний превышают допустимый предел. Для их снижения или полного устранения в рабочем диапазоне оборотов применяют разные методы. Изменение системы может быть произведено только за счет изменения жесткостей тех участков системы, которые находятся вне системы двигателя. Рекомендуется опасные резонансные обороты сдвигать не вииз, а вверх (за рабочие обороты) и таким образом при проходах исключать даже кратковременную работу на резонансных режимах. В общем отстройка осуществляется варьированием вектора жесткостей с
Ниже приведены некоторые известные положения, устанавливающие возможность отстройки
Известно: 1) для того чтобы односторонним варьированием жесткостей 2) для отстройки системы в случае одностороннего варьирования достаточно, чтобы 3) для того чтобы вектор С отстраивал систему относительно интервалов (32), необходима и достаточна позитивность матрицы
Отстройка называется оптимальной, если одновременно требуется выполнение условия минимума некоторого функционала. Если диапазон рабочих чисел оборотов системы широк, то следует освободить от резонансов только важнейшие зоны работы. Слабые резонансы, при которых напряжения в вале не превышают допустимых, могут располагаться близко к основным режимам. Однако точное совпадение частот даже слабых резонансов с используемыми оборотами системы недопустимо. Изменение порядка зажигания в ряде случаев приводит к значительному ослаблению отдельных резонансов. Главным фактором, влияющим на выбор порядка зажигания для любого двшателя, является его уравновешенность и характеристика крутильных колебаний как в коленчатом валу, так и во всей трансмиссионной системе в целом. В каждом отдельном случае необходимо учитывать, что если для одних гармоник сила резонанса уменьшается, то для других она возрастает. Когда двигатели работают в широком диапазоне чисел оборотов, то ослабление одних резонансов и усиление других приводит часто к перемещению основных оборотов из одной. зоны в другую. Поэтому часто бывает так, что в результате освобождения от резонанса с большим значением суммы а; в рабочем диапазоне оборотов возникает резонанс другой гармоники, но уже с меньшим значением указанной суммы. Этот способ смещения резонансов или уменьшения максимальных амплитуд колебаний практически осуществим для четырехтактных двигателей, в которых при данном расположении колен вала возможно несколько чередований вспышек. Рис. 14 (см. скан) Если путем отстройки от резонансов, а также чередованием вспышек не удается улучшить крутильную характеристику системы, то к последней присоединяют специальные устройства для смещения резонансных зон в область неиспользуемых режимов или для значительного снижения амплитуд крутильных колебаний в зонах их образования. Такими устройствами являются динамические гасители и демпферы. Динамические гасители (антивибраторы) подразделяются на гасители с рессорой или пружиной и маятниковые [16, 23, 25]. Динамические гасители с пружиной или рессорой могут быть пояснены на примере двухмассной системы. При колебаниях двухмассной системы Можно подобрать для гасителя такие значения
Амплитуда вынужденных колебаний
Возбуждающий момент
т. е. инерционный момент, получающийся в результате колебаний массы демпфера Для систем, в которых возбуждающие моменты приложены к нескольким массам, динамический гаситель, настроенный на частоту определенной формы, будет заметно влиять на смещение резона псов этой формы и очень слабо — на другие резонансы. На рис. 14, д приведен пример конструктивной схемы динамического нелинейного демпфера; на рис. На рис. Маятниковые гасители по своей эффективности и простоте превосходят все другие, и поэтому нашли широкое применение. Маятники устанавливают в многомассные системы и настраивают на определенные гармонические составляющие возбуждающих моментов. Настройка их не меняется, и они не чувствительны к изменению частоты системы. Маятниковые гасители различны по конструкции (рис. 15, где а — физический маятник; Колебания маятника будут гармоническими с частотой, пропорциональной угловой скорости вала
Если подобрать размеры (кликните для просмотра скана) Эквивалентный момент инерции маятника, приведенный к массе, на которой он подвешен,
где Сильное влияние на систему оказывает маятник лишь в области
Рис. 16 При При подвесе маятниковой массы в двух точках (бифилярный подвес) приведенный момент инерции
где Демпферы трения применяют для «успокоения» крутильных колебаний. Принцип их действия основан на рассеивании энергии колебаний. При этом используется Как сухое, так и жидкостное трение Устанавливают их на те участки системы, которые имеют максимальную деформацию На рис. 16 представлены схемы демпферов сухого трения изменение формы колебаний системы, которые могут произойти под действием демпфера. Предположение о том, что момент трения в демпфере пропорционален скорости колебаний, не всегда выполняется, в частности, в силиконовом демпфере. Расчеты демпферов трения носят приближенный характер, поэтому каждая схема демпфера проходит процесс экспериментальной доводки. Это же относится и к резиновым демпферам, используемым в автомобильной промышленности. На рис. 17 показаны схемы резиновых демпферов крутильных колебаний с одной малой массой
Рис. 17 Приняты обозначения: 1 - масса демпфера, 2 — резиновая прослойка; Демпфер в системе двигателя настраивается на резонансную гармонику крутильных колебаний. Его эффективность, как правило, определяют экспериментальными исследованиями крутильных колебаний системы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ(см. скан) (см. скан)
|
1 |
Оглавление
|