Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
13. ПРОДОЛЬНЫЕ КОЛЕБАНИЯ УПРУГОЙ РАКЕТЫ С ЖИДКОСТНЫМ РАКЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМБлок-схема показана на рис. 15. Система состоит из камеры сгорания (двигателя) 1, корпуса ракеты 2, магистрали горючего 3, магистрали окислителя 4. Продольные колебания корпуса ракеты вызывают колебания давления в баках и топливных магистралях и, следовательно, колебания подачи топлива в камеру сгорания. В камере возникают колебания давления, которые воздействуют на топливные магистрали и на корпус ракеты. Номинальный (невозмущенный) режим работы системы — работа без колебаний. Однако при некоторых соотношениях параметров номинальный режим работы может стать неустойчивым, в системе будут нарастать колебания, которые вследствие существующих нелинейностей переходят в стационарный автоколебательный процесс. Автоколебания в замкнутой системе, показанной на рис. 15, называют продольными автоколебаниями ракеты. Они представляют собой низкочастотные (до 50-100 Гц) колебания. При таком мощном источнике энергии, как ЖРД, автоколебания могут привести к возникновению больших динамических нагрузок в конструкции ракеты, которые вызывают повреждение оборудования и приборов. Может произойти также разрушение конструкции ракеты.
Рис. 15
Рис. 16 На основании анализа динамических свойств как отдельных частей, так и замкнутой системы в целом, требуется определять такие соотношения параметров, чтобы номинальный режим работы системы был всегда устойчивым. Продольные колебания корпуса. Продольные колебания корпуса вызывают изменение давления жидкости в баках и как следствие — изменение диаметра бака и изменение прогиба его днища. Жидкость в баке относительно стенок перемещается в направлении оси ракеты. Для расчета собственных форм и частот продольных колебаний корпуса известны две основные расчетные схемы. Первая в виде пружинно-массовой модели, состоящей из элементов с сосредоточенными параметрами, вторая — в виде прямого неоднородного стержня. В поперечных сеченнях стержня, где расположены силовые шпангоуты баков и двигателя, на оси стержня помещены механические осцилляторы. Эти осцилляторы при продольных колебаниях стержня имитируют осесимметричные колебания жидкости в упругих баках и механические колебания двигателя. Собственная частота колебаний В практических расчетах форм и частот низших тонов колебаний корпуса достаточно учитывать несколько первых тонов колебаний жидкости в баке, поэтому число осцилляторов может быть небольшим В погонную массу Для определения собственных форм
При интегрировании уравнения в сечениях, где подвешены механические осцилляторы, должны выполняться условия скачка осевой силы
где Так как все массы осцилляторов перемещаются с частотой колебаний корпуса
где
здесь
Рис. 17. На рис. 17 показан график собственной формы четвертого тона колебаний неоднородного стержня, у которого в трех сечениях (11, 23, 25) подвешены механические осцилляторы. Частота свободных колебаний корпуса может быть определена по формуле Рэлея
где
Дифференциальное уравнение вынужденных продольных упругих колебаний для обобщенной координаты
где Колебания жидкости в топливных магистралях. Топливные магистрали, по которым жидкое топливо подается из баков к насосам, имеют большой диаметр и малую толщину стенок Для компенсации изменения длины трубопроводов, устранения влияния перекосов в разных местах магистрали устанавливают сильфоны. Важным фактором, определяющим значительную податливость столба жидкости в магистрали, является наличие парогазовой смеси, возникающей вследствие кавитации [28, 32] Кавитация особенно развита в струйных эжекторах и на входе в шнекоцентробежные насосы. При наличии парогаза на входе в насос столб жидкости в магистрали опирается на него как на пружину, вследствие чего частота собственных продольных колебаний жидкости значительно снижается. При рассмотрении низших частот колебаний поток жидкости в трубе принимают одномерным и сжимаемым. Упругость стенок трубы учитывают введением эквивалентного модуля сжатия жидкости или эквивалентной скорости звука
где Линеаризированные уравнения возмущенного движения и неразрывности жидкости в трубе можно представить в виде
где Граничные условия на концах трубы сводятся к линейным однородным соотношениям между переменными При
Соотношения между параметрами потока
где Частоты собственных колебаний определяются из (65) с учетом граничных условий. Например, при
Уравнения четырехполюсника (65) удобно представить в виде
где Одним концом
где
Рис. 18 Если частоты свободных колебаний корпуса не близки и не близки также собственные частоты механических осцилляторов, то приближенно
При
где Динамические свойства ЖРД. ЖРД является самым сложным звеном замкнутой колебательной системы. Динамические свойства ЖРД изложены в
На основании уравнений (63), (66) — (69) блок-схема замкнутой системы с учетом одного компонента топлива представлена на рис. 18. Это грубая схема дает общее представление о взаимодействии колебаний отдельных звеньев системы. В схеме не учтено влияние сильфонов, поворотов потока и коллекторов, расходных шайб, изменение объема магистрали вследствие перемещения отдельных ее частей и др. В замкнутой схеме имеются два последовательно соединенных колебательных звена — корпус и поток жидкости в топливной магистрали. Опасным в отношении потери устойчивости номинального режима является случай равенства или близости собственных частот этих звеньев. Частоты свободных колебаний корпуса изменяются в процессе полета, плавно возрастая по мере расхода топлива из баков, частоты колебаний жидкости в магистралях практически не изменяются. Особенно важно, чтобы частота свободных колебаний низшего тона корпуса не совпадала с низшей частотой свободных колебаний жидкости в длинной расходной магистрали. Для разнесения резонансных частот на топливных магистралях могут быть установлены гидравлические аккумуляторы. Известны и другие способы снижения собственной частоты жидкости в магистрали.
|
1 |
Оглавление
|