12. КОЛЕБАНИЯ ЛОПАСТЕЙ ГИДРОТУРБИНЫ
Лопасти поворотно-лопастных гидротурбин. Лопасть рабочего колеса поворотно-лопастных гидротурбин — пологая оболочка переменной толщины, жестко закрепленная по части внутреннего контура и свободная от изгибающих моментов, поперечных сил, нормальных и касательных усилий по остальному контуру.
При расчете на свободные колебания лопасть схематизируется в виде секториальной пластинки переменной толщины, защемленной по части внутреннего контура и свободной по остальной части контура (рис. 30). Для определения частот свободных колебаний используют метод Ритца [35, 36] и метод конечных элементов [28].
Рис. 30
В табл. 1 приведены расчетные и экспериментальные данные для лопасти гидротурбины
средненапорной поворотно-лопастной гидротурбины.
В табл. 2 приведены экспериментальные формы колебаний лопасти рабочего колеса гидротурбины
на воздухе и в воде. В последнем случае частоты понижаются из-за присоединенных масс воды.
Радиально-осевые гидротурбины [2, 63]. Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины (рис. 31) представляет собой систему лопастей 3, заделанных с одной стороны в ступицу — верхний обод 1 и стянутых с другой стороны кольцом — нижним ободом 2. При определении частот собственных колебаний лопасти и нижний обод
рассчитываются с использованием стержневой теории. Само колесо представляет собой систему с поворотной симметрией. Для определения частот используют формулу (101), в которой
матрица перехода одного регулярного элемента, включающего лопасть и элемент кольца.
Классификация колебаний рабочего колеса дается по формам колебаний нижнего обода.
Рис. 31
Рис. 32
Низшая форма колебаний рабочего колеса соответствует форме колебания обода с четырьмя узлами (рис. 32), затем, обычно, следует форма с шестью узлами (рис. 33), далее безузловая — крутильная форма (рис. 34), восьмиузловая форма и т. д.
Рис. 33
Рис. 34