16. КОЛЕБАНИЯ «ЗЕМНОЙ РЕЗОНАНС» В СИСТЕМЕ НЕСУЩИЙ ВИНТ—ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЕТА
При вращении несущего винта вертолета на земле отклонения лопастей относительно вертикальных шарниров и перемещения втулки в горизонтальном направлении вследствие податливости шасси составляют степени свободы колебательной системы. При определенных значениях угловой скорости и некоторых конструктивных параметров в этой системе может возникнуть опасная колебательная неустойчивость [25]. Для предотвращения этих колебаний устанавливают специальные демпферы на вертикальных шарнирах лопастей и выбирают соответствующие характеристики амортизации шасси.
Критическую угловую скорость винта, при которой возможны незатухающие колебания, приближенно определяют по формуле
где
частота свободных колебаний вертолета на шасси; I — радиус вертикального шарнира лопасти;
соответственно массовые статический и осевой моменты инерции лопасти относительно вертикального шарнира. Условие, обеспечивающее устойчивость при
где
соответственно коэффициенты демпфирования колебаний вертолета и лопасти с частотами колебаний
Условие (73) верно для величин
и одного порядка.