Главная > Вибрации в технике, Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

4. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ВИБРАЦИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИЗГИБНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ

Частотная отстройка и применение упругих опор. Изменяя жесткости элементов системы роторы—корпус—подвеска, можно сместить опасные резонансные режимы из рабочей зоны в области повышенных или пониженных частот вращения. Эффективным средством смещения резонансных режимов в зону пониженных частот

вращения роторов являются упругие опоры. Их установка может быть произведена без каких-либо существенных изменений конструкции двигателя. При упругих опорах значительно снижаются динамические нагрузки, передающиеся от ротора на корпус. Гибкая подвеска ротора позволяет ему в закритической области вращаться вокруг главной оси.

Рис. 8

При размещении упругих опор и подборе их податливостей необходимо удовлетворять следующие требования:

в рабочем диапазоне частот вращения роторов должны отсутствовать опасные «роторные резонансы»;

не должно быть существенного влияния амплитуд колебаний на радиальные зазоры между рабочими лопатками и корпусом, чтобы заметно не снизить КПД ступеней;

зазоры в упругой опоре не должны выбираться при действии инерционных нагрузок, обусловленных эволюциями объекта;

упругие опоры должны располагаться на тех подшипниках, где поглощается наибольшая энергия; не рекомендуется ставить упругие опоры на межвальные подшипники.

Податливое звено упругих опор обычно располагают между наружной обоймой подшипника и корпусом. Применяют упругие опоры с линейной и нелинейной характеристиками. Типичные виды характеристик упругих опор представлены на рис. 8.

Рис. 9

Рис. 10

В отличие от линейных опор (рис. 8, а), только понижающих частоты резонансных режимов, нелинейные опоры (рис. 8, б-г) вообще уничтожают резонансные режимы или ограничивают амплитуды колебаний при проходе через резонанс [16].

Наибольшее распространение получили упругие опоры, податливым звеном которых являются кольца, снабженные с двух сторон равномерно расположенными выступами [52]. Элемент такого кольца показан на рис. 9, а конструкция узла — на рис. 10. Толщина, ширина кольца и число выступов на нем определяют его жесткость;

высота выступов — зону линейности опоры. Упругая характеристика такой опоры — нелинейна (см. рис. 8, б). Она состоит из прямой характеризующей упругость податливого звена и остальных элеменров конструкции, переходного участка на котором происходит последовательная ликвидация зазоров кольца, и прямой характеризующей податливость опоры при выключенном податливом звене. Опора данного типа не приспособлена для передачи осевой нагрузки.

Для опор, через которые передаются осевые нагрузки, рекомендуется применять упругий элемент, выполненный в виде втулки с аксиальными прорезями (рис. 11, где 1 — упругая втулка; 2 — канал подвода масла; 3 — масляный демпфер).

Повышение демпфирования. Упругодемпферные опоры. Газотурбинный двигатель обладает значительным конструкционным демпфированием. Оно сосредоточено в многочисленных разъемах узлов конструкции. По сравнению с ним демпфирование материала мало.

Конструкционное демпфирование зависит от многочисленных специфических для данного двигателя конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов и в настоящее время не поддается как расчетной, так и экспериментальной оценке при лабораторных исследованиях вне работающего двигателя.

Рис. 11

Рис. 12

Для повышения демпфирования широкое применение получили демпферные устройства. Их используют обычно в сочетании с упругими опорами. Опоры с упругими кольцами обладают также демпфирующими свойствами благодаря наличию масла в зазорах, а опоры, представленные на рис. 11, снабжены гидравлическим Демпфером, роль которого выполняет масло, подаваемое в зазор между втулкой и корпусом. При вибрациях в зазоре возникают силы гидродинамического сопротивления.

Применяются демпферные опоры и других типов. Например, на рис. 12 показан пластинчатый демпфер, представляющий собой набор упругих пластин, свернутых в пакет. Характеристика такого демпфера показывает, что он обладает большой нелинейностью и значительным демпфированием (см. рис. 8, в).

Подшипники, устанавливаемые на масляной пленке, имеют зазор между их обоймами, валом или корпусом. Зазор заполняется маслом. Масляная пленка

толщиной способствует центровке ротора при больших частотах вращения, благодаря чему снижаются динамические усилия на корпус. Опоры с масляной пленкой имеют характеристику, близкую к характеристикам упруго-демпферных опор. На рис. 13 показана конструкция такой опоры (где 1 — канал подвода масла; масляная пленка).

Предотвращение режима обкатки производится осевой подгрузкой шарикоподшипников специальными пружинами 2, расположенными между неподвижной 1 и подвижной 3 втулками (рис. 14), а также правильным назначением зазоров в роликоподшипниках с учетом изменения их в рабочих условиях в результате температурных расширений.

Конструктивно-технологические мероприятия, направленные на снижение интенсивности возбуждающих сил. Роторы газотурбинных двигателей, сбалансированные при сборке, в рабочих условиях могут разбалансироваться. На это указывает хотя бы то обстоятельство, что после работы остаточные дисбалансы роторов могут на порядок, а иногда и больше превышать исходные дисбалансы.

Несбалансированность роторов в рабочих условиях вызывают технологические и эксплуатационные причины.

Несовершенство технологии балансировки роторов как жестких тел. Роторы балансируются при небольших частотах вращения как жесткие. Две плоскости коррекции выбираются произвольно вне связи с распределением дисбалансов по ротору.

Рис. 13

Рис. 14

Такая балансировка для гибких роторов непригодна, поэтому применяют специальные методы — балансировку с несколькими плоскостями коррекции, последовательную балансировку, балансировку по собственным формам при рабочих частотах вращения в специальных вакуум-камерах и т. д.

Нарушения центровок деталей роторов, обусловленные их деформациями от центробежных нагрузок и температурных расширений. Для борьбы с такими нарушениями используют конструкции, обеспечивающие правильный выбор жесткостей сопрягаемых элементов, посадок по центрирующим поверхностям, конструкций фиксирующих элементов затяжки болтовых соединений.

Температурные коробления роторов, вызываемые нарушением осесимметрии температурных полей элементов конструкции. Коробление происходит на режимах останова из-за неравномерности остывания верхней и нижней половин роторов или на рабочих режимах из-за различия коэффициентов теплопередачи на различных участках поверхностей сочленения деталей роторов. Эти различия вызываются неодинаковой шероховатостью сопрягаемых поверхностей и неравномерностью усилий затяжки болтовых соединении. Рекомендуется введение предварительной прокрутки роторов на малой частоте вращения, выравнивание шероховатости сопрягаемых поверхностей и тарирование затяжки болтовых соединений.

Коробление роторов, вызываемое при сборке после балансировки различиями усилий ватяжки болтов фланцевых соединений. Рекомендуется тарированная затяжка болтов с измерением их удлинений в особо ответственных случаях.

Нарушения соосности опор при сборке и в рабочих условиях. Устраняется изменениями конструкции и совершенствованием технологии сборки.

Погрешности изготовления муфт, соединяющих роторы. При наличии значительных осевых сил, передаваемых муфтами, исчисляемых иногда десятками тонн, такие погрешности приводят к появлению дополнительных сил, обусловленных смещением осевой силы с оси вращения. Дополнительные силы, действующие на подшипники, могут возникать также при перекосах шлиц соединительных муфт из-за действия крутящих моментов. Погрешности устраняются повышением точности деталей муфт.

Пластические деформации деталей роторов. Эти деформации приводят к нарушениям балансировки. При необходимости производится усиление деталей.

Нестабильность положения лопаток в пазах замковых соединений. Нестабильность вызывает разбалансированность в случае применения устройств, фиксирующих лопатки, не обеспечивающих их неподвижность. Устраняется изменениями конструкции. В конструкции конкретного двигателя могут иметься и другие специфичные для него источники нарушений сбалансированности ротора. Они должны быть найдены и устранены.

Точность балансировки. Она зависит от точности балансировочного станка и массы балансируемого ротора. Она может оцениваться по эмпирическому соотношению где несбалансированность на опоре балансировочного станка, масса ротора,

1
Оглавление
email@scask.ru