Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ВИБРАЦИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИЗГИБНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИЧастотная отстройка и применение упругих опор. Изменяя жесткости элементов системы роторы—корпус—подвеска, можно сместить опасные резонансные режимы из рабочей зоны в области повышенных или пониженных частот вращения. Эффективным средством смещения резонансных режимов в зону пониженных частот вращения роторов являются упругие опоры. Их установка может быть произведена без каких-либо существенных изменений конструкции двигателя. При упругих опорах значительно снижаются динамические нагрузки, передающиеся от ротора на корпус. Гибкая подвеска ротора позволяет ему в закритической области вращаться вокруг главной оси.
Рис. 8 При размещении упругих опор и подборе их податливостей необходимо удовлетворять следующие требования: в рабочем диапазоне частот вращения роторов должны отсутствовать опасные «роторные резонансы»; не должно быть существенного влияния амплитуд колебаний на радиальные зазоры между рабочими лопатками и корпусом, чтобы заметно не снизить КПД ступеней; зазоры в упругой опоре не должны выбираться при действии инерционных нагрузок, обусловленных эволюциями объекта; упругие опоры должны располагаться на тех подшипниках, где поглощается наибольшая энергия; не рекомендуется ставить упругие опоры на межвальные подшипники. Податливое звено упругих опор обычно располагают между наружной обоймой подшипника и корпусом. Применяют упругие опоры с линейной и нелинейной характеристиками. Типичные виды характеристик упругих опор представлены на рис. 8.
Рис. 9
Рис. 10 В отличие от линейных опор (рис. 8, а), только понижающих частоты резонансных режимов, нелинейные опоры (рис. 8, б-г) вообще уничтожают резонансные режимы или ограничивают амплитуды колебаний при проходе через резонанс [16]. Наибольшее распространение получили упругие опоры, податливым звеном которых являются кольца, снабженные с двух сторон равномерно расположенными выступами [52]. Элемент такого кольца показан на рис. 9, а конструкция узла — на рис. 10. Толщина, ширина кольца и число выступов на нем определяют его жесткость; высота выступов — зону линейности опоры. Упругая характеристика такой опоры — нелинейна (см. рис. 8, б). Она состоит из прямой Для опор, через которые передаются осевые нагрузки, рекомендуется применять упругий элемент, выполненный в виде втулки с аксиальными прорезями (рис. 11, где 1 — упругая втулка; 2 — канал подвода масла; 3 — масляный демпфер). Повышение демпфирования. Упругодемпферные опоры. Газотурбинный двигатель обладает значительным конструкционным демпфированием. Оно сосредоточено в многочисленных разъемах узлов конструкции. По сравнению с ним демпфирование материала мало. Конструкционное демпфирование зависит от многочисленных специфических для данного двигателя конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов и в настоящее время не поддается как расчетной, так и экспериментальной оценке при лабораторных исследованиях вне работающего двигателя.
Рис. 11
Рис. 12 Для повышения демпфирования широкое применение получили демпферные устройства. Их используют обычно в сочетании с упругими опорами. Опоры с упругими кольцами обладают также демпфирующими свойствами благодаря наличию масла в зазорах, а опоры, представленные на рис. 11, снабжены гидравлическим Демпфером, роль которого выполняет масло, подаваемое в зазор между втулкой и корпусом. При вибрациях в зазоре возникают силы гидродинамического сопротивления. Применяются демпферные опоры и других типов. Например, на рис. 12 показан пластинчатый демпфер, представляющий собой набор упругих пластин, свернутых в пакет. Характеристика такого демпфера показывает, что он обладает большой нелинейностью и значительным демпфированием (см. рис. 8, в). Подшипники, устанавливаемые на масляной пленке, имеют зазор между их обоймами, валом или корпусом. Зазор заполняется маслом. Масляная пленка толщиной Предотвращение режима обкатки производится осевой подгрузкой шарикоподшипников специальными пружинами 2, расположенными между неподвижной 1 и подвижной 3 втулками (рис. 14), а также правильным назначением зазоров в роликоподшипниках с учетом изменения их в рабочих условиях в результате температурных расширений. Конструктивно-технологические мероприятия, направленные на снижение интенсивности возбуждающих сил. Роторы газотурбинных двигателей, сбалансированные при сборке, в рабочих условиях могут разбалансироваться. На это указывает хотя бы то обстоятельство, что после работы остаточные дисбалансы роторов могут на порядок, а иногда и больше превышать исходные дисбалансы. Несбалансированность роторов в рабочих условиях вызывают технологические и эксплуатационные причины. Несовершенство технологии балансировки роторов как жестких тел. Роторы балансируются при небольших частотах вращения как жесткие. Две плоскости коррекции выбираются произвольно вне связи с распределением дисбалансов по ротору.
Рис. 13
Рис. 14 Такая балансировка для гибких роторов непригодна, поэтому применяют специальные методы — балансировку с несколькими плоскостями коррекции, последовательную балансировку, балансировку по собственным формам при рабочих частотах вращения в специальных вакуум-камерах и т. д. Нарушения центровок деталей роторов, обусловленные их деформациями от центробежных нагрузок и температурных расширений. Для борьбы с такими нарушениями используют конструкции, обеспечивающие правильный выбор жесткостей сопрягаемых элементов, посадок по центрирующим поверхностям, конструкций фиксирующих элементов затяжки болтовых соединений. Температурные коробления роторов, вызываемые нарушением осесимметрии температурных полей элементов конструкции. Коробление происходит на режимах останова из-за неравномерности остывания верхней и нижней половин роторов или на рабочих режимах из-за различия коэффициентов теплопередачи на различных участках поверхностей сочленения деталей роторов. Эти различия вызываются неодинаковой шероховатостью сопрягаемых поверхностей и неравномерностью усилий затяжки болтовых соединении. Рекомендуется введение предварительной прокрутки роторов на малой частоте вращения, выравнивание шероховатости сопрягаемых поверхностей и тарирование затяжки болтовых соединений. Коробление роторов, вызываемое при сборке после балансировки различиями усилий ватяжки болтов фланцевых соединений. Рекомендуется тарированная затяжка болтов с измерением их удлинений в особо ответственных случаях. Нарушения соосности опор при сборке и в рабочих условиях. Устраняется изменениями конструкции и совершенствованием технологии сборки. Погрешности изготовления муфт, соединяющих роторы. При наличии значительных осевых сил, передаваемых муфтами, исчисляемых иногда десятками тонн, такие погрешности приводят к появлению дополнительных сил, обусловленных смещением осевой силы с оси вращения. Дополнительные силы, действующие на подшипники, могут возникать также при перекосах шлиц соединительных муфт из-за действия крутящих моментов. Погрешности устраняются повышением точности деталей муфт. Пластические деформации деталей роторов. Эти деформации приводят к нарушениям балансировки. При необходимости производится усиление деталей. Нестабильность положения лопаток в пазах замковых соединений. Нестабильность вызывает разбалансированность в случае применения устройств, фиксирующих лопатки, не обеспечивающих их неподвижность. Устраняется изменениями конструкции. В конструкции конкретного двигателя могут иметься и другие специфичные для него источники нарушений сбалансированности ротора. Они должны быть найдены и устранены. Точность балансировки. Она зависит от точности балансировочного станка и массы балансируемого ротора. Она может оцениваться по эмпирическому соотношению
|
1 |
Оглавление
|