Главная > Вибрации в технике, Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

11. ПОПЕРЕЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ УПРУГОЙ РАКЕТЫ

Корпус ракеты представляют в виде стержня с переменными по длине массой и жесткостью.

Рис. 13

Смещение любой точки упругой оси корпуса ракеты в неподвижной системе координат (рис. 13) в направлении поперечной оси представляется в виде

где смещение центра масс ракеты; угол поворота ракеты как твердого тела; собственная форма поперечных колебаний корпуса, не нагруженного осевой силой; обобщенная координата, соответствующая координатной функции а — координата центра масс ракеты.

Ракета подвержена действию тягн двигателей (следящая сила), управляющей силы рулей с градиентом по углу поворота рулей и аэродинамических сил. Небольшие поперечные колебания с точностью до величин второго порядка малости не оказывают влияния на скорость и ускорение продольного движения ракеты.

Уравнения возмущенного движения ракеты (в плоскости рыскания) с учетом упругих поперечных колебаний корпуса можно представить

(см. скан)

в третьем уравнении

(см. скан)

где масса и погонная масса ракеты; -момент инерции жесткой ракеты относительно поперечной оси, проходящей через центр масс; V — скорость невозмущенного полета; площадь миделя; плотность воздуха; коэффициент лобового сопротивления ракеты; же, но распределенный по длине корпуса; — производная от коэффициента аэродинамической подъемной силы по углу скольжения; то же, но распределенная по длине корпуса; с — производная от коэффициента аэродинамического момента; расстояния от вершины ракеты соответственно до центра масс, аэродинамического фокуса, поперечного сечення корпуса, к которому приложена тяга двигателей и в котором установлены рули; I — длина корпуса: -собственная частота колебаний корпуса, вычисленная без учета осевой следящей силы; коэффициент затухания свободных колебаний корпуса при секундный расход массы топлива из бака; расстояние от вершины ракеты до поверхности жидкости в баке; расстояние от вершины ракеты до среза сопла двигателя.

При предварительном анализе обычно принимают: 1) аэродинамические силы не зависят от упругих поперечных колебаний корпуса; 2) аэродинамические силы, обусловленные движением жесткого корпуса, не вызывают упругих поперечных колебаний; 3) поворот вектора силы тяги вследствие упругих колебаний корпуса не влияет на движение ракеты как твердого тела.

При этих упрощениях уравнения (50) распадаются на две группы независимых уравнений: уравнения возмущенного движения ракеты как твердого тела

и уравнения для упругих поперечных колебаний корпуса:

Если управление и стабилизация ракеты осуществляются поворотом основных двигателей, которые имеют значительную массу и момент инерции, то поперечные колебания корпуса и колебания двигателей вокруг оси подвеса оказываются взаимосвязанными. В упрощенном виде расчетную схему можно представить в виде неоднородного упругого стержня, на конце которого шарнирно подвешено и зафиксировано пружиной твердое тело — двигатель.

Когда собственные частоты упругих колебаний корпуса достаточно «разнесены», взаимосвязь поперечных колебаний корпуса с поворотным двигателем можно установить, рассмотрев систему с двумя степенями свободы — упругие колебания корпуса по форме тона и поворот двигателя. Дифференциальные уравнения малых колебаний имеют вид [16, 18]

где парциальная частота упругих колебаний корпуса ракеты с жестко закрепленным двигателем; парциальная частота угловых колебаний двигателя при неподвижном корпусе; приведенная масса ракеты с жестко закрепленным двигателем; момент инерции двигателя относительно оси вращения, причем

здесь коэффициент приведенной жесткости упругого корпуса; коэффициент угловой жесткости подвески поворотного двигателя; масса поворотного двигателя; расстояние от оси вращения до центра масс двигателя; тяга управляющего поворотного двигателя.

Из первого уравнения (56) следует, что если двигатель совершает вынужденные гармонические колебания с частотой то колебания двигателя не будут оказывать влияние на поперечные колебания корпуса. В этом случае поперечная составляющая вектора силы тяги уравновешивается силами инерции двигателя.

Система (56) может иметь неустойчивость колебательного характера. Если управление ракетой производится поворотом основных двигателей, то и в первом приближении в (56) можно положить

Уравнение границы устойчивости можно найти из условия кратности частот системы:

где

При система (56) всегда устойчива.

Уравнения возмущенного движения ракеты в плоскости тангажа идентичны уравнениям движения в плоскости рыскания. Уравнения возмущенного движения относительно продольной оси в первом приближении можно представить в виде

где угол поворота ракеты как жесткого тела вокруг продольной оси; обобщенная координата упругих крутильных колебаний корпуса; коэффициент затухания и собственная частота колебаний корпуса; обобщенный угол поворота управляющего органа вокруг продольной оси.

Погонный момент инерции ракеты относительно продольной оси состоит из момента инерции конструкции и момента инерции жидкости. На величину присоединенного момента инерции жидкости большое влияние оказывают радиальные перегородки, устанавливаемые в баках для демпфирования колебаний жидкости.

1
Оглавление
email@scask.ru