Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава XXI. КОЛЕБАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯМеханические колебания в электрических машинах специфичны вследствие наличия переменного магнитного поля и особенностей их конструкции. Обилие типов электрических машин, имеющих различное целевое назначение, обусловливает разнообразие колебательных явлений в них. Наибольшее внимание уделяется изучению механических колебаний в электрических машинах большой мощности, с высокой частотой вращения ротора, при тяжелых динамических режимах, повышенных требованиях к уровню шумности машин и др. Самыми мощными электрическими машинами являются генераторы электрической энергии, относящиеся к типу синхронных машин переменного тока. Роторы таких генераторов представляют собой электромагниты с Колебания турбогенераторов. Турбогенераторы приводятся во вращение паровыми или газовыми турбинами и устанавливаются на тепловых электростанциях. С помощью турбогенераторов вырабатывается основное количество электроэнергии. Мощность наиболее крупных турбогенераторов достигает 1 млн. Исследование колебаний турбогенераторов проводят в двух направлениях: а) определяют перемещения и в некоторых случаях напряжения при стационарных колебаниях в рабочем режиме с целью обеспечения длительной прочности и малошумности турбогенераторов; разрабатывают и реализуют способы снижения вибраций в стационарном режиме работы; б) оценивают запасы кратковременной прочности в наиболее тяжелых нестационарных (переходных) режимах, возможных при эксплуатации турбогенераторов, — при внезапном сбросе нагрузки, внезапном коротком замыкании в цепи статора генератора, при рассогласовании частоты тока в сети статора и частоты вращения ротора (асинхронный ход с возбуждением). Колебания ротора. Ротор турбогенератора представляет собой вращающийся электромагнит с неявно выраженными полюсами (обмотка ротора утоплена в пазах вала ротора). Масса ротора мощного турбогенератора составляет несколько десятков тонн, длина пролета между опорами более
Рис. 1 Основные типы поперечных колебаний ротора турбогенератора в стационарном режиме: 1) вынужденные гармонические колебания ротора, вызванные действием неуравновешенных центробежных сил; частота колебаний равна частоте вращения ротора; 2) параметрические колебания под действием веса ротора при наличии двоякой изгибной жесткости вала; частота колебаний равна удвоенной частоте вращения ротора; 3) вынужденные колебания с частотой, равной частоте вращения, за счет неточности соединения роторов генератора и турбин; 4) автоколебания вала ротора на масляной пленке; частота колебаний близка к основной критической частоте вращения ротора. Снижение уровня вибраций типа 1 достигается за счет балансировки (уравновешивания) роторов на специальных балансировочных стендах. С целью уменьшения вибраций типа 2 «выравнивают» изгибные жесткости вала. Устранение автоколебаний вала достигается увеличением радиального зазора в подшипнике скольжения. Ограничение колебаний типов 1 и 2 обеспечивается отстройкой критических частот вращения ротора не менее чем на 10—15% рабочей частоты вращения. Это требует надежной оценки критических скоростей, поскольку рабочая частота вращения может превышать одну или несколько критических частот вращения и располагаться между двумя близлежащими. В переходных режимах возникают колебания ротора турбоагрегата, состоящего из соединенных между собой роторов турбогенератора и турбины. Эти колебания вызываются внезапно приложенным к ротору генератора переменным крутящим электромагнитным моментом. При этом возникают крутильные колебания валопровода турбоагрегата и соизмеримые с ними по перемещениям и напряжениям изгибно-крутильные колебания наиболее длинных лопаток последних ступеней цилиндра низкого давления турбины. Запасы прочности вала турбогенератора при этих колебаниях обеспечиваются за счет инерционности ротора генератора и надлежащего выбора диаметральных размеров вала ротора. Колебания статора. Статор состоит из шихтованного сердечника с помещенной в нем обмоткой и цельносварного корпуса. Корпус закрепляется на фундаменте турбоагрегата. Массы сердечника статора — несколько сот тонн, корпуса — десятков тонн. Колебания статора турбогенератора в стационарном рабочем режиме вызываются действием переменного магнитного поля, создаваемого в основном вращающимися электромагнитами ротора. Переменные электромагнитные силы возбуждают вибрации сердечника и обмотки статора. Для уменьшения передачи вибраций с сердечника на корпус турбогенератора и фундамент турбоагрегата сердечник эластично подвешивается в корпусе (рис. 2, где 1 — ротор турбогенератора; 2 — сердечник статора; 3 — упругая подвеска; 4 — корпус статора; 5 — фундамент турбоагрегата). Наибольшие напряжения возникают при вибрации статора двухполюсного турбогенератора, ибо при большем числе полюсов соответственно больше узлов имеет по окружности форма колебаний сердечника статора и тем меньше амплитуда колебаний и напряжения. Сложность проблемы для мощных турбогенераторов обусловливается как действием значительных переменных электромагнитных сил, так и тем, что статор представляет собой сборную конструкцию с возможными зазорами между сердечником и элементами эластичной подвески, между сердечником и обмоткой статора. Это в ряде случаев порождает виброударные явления, приводящие к усталостному разрушению элементов статора. В настоящее время во избежание недопустимых вибраций обмотка, сердечник и корпус статора соединяются с помощью предварительно напряженных упругих элементов. Причем создаваемый упругий натяг не менее чем на порядок превышает возможные относительные вибрации.
Рис. 2 Весьма сложной является задача ограничения вибраций обмотки статора, вызванных как переменными магнитными силами, так и воздействием колеблющегося сердечника. Это особенно относится к выступающим из сердечника лобовым частям обмотки. Для снижения вибраций лобовых частей статорной обмотки в мощных турбогенераторах отдельные стержни соединяют при помощи формующегося материала, а затем обмотку закрепляют относительно сердечника, используя предварительно напряженные элементы. Методы расчета и экспериментальное исследование колебаний. Методы расчета колебаний турбогенераторов различаются в первую очередь степенью сложности используемых моделей. При решении задачи о стационарных поперечных колебаниях типов 1, 2, 4 часто ограничиваются рассмотрением отдельного ротора турбогенератора на двух опорах — подшипниках скольжения [7]. Такой подход оправдан тем, что и после присоединения турбогенератора к турбине отчетливо проявляются парциальные свойства ротора турбогенератора. При уточненных расчетах учитывают связь ротора турбогенератора с роторами турбины и динамические свойства фундамента, на котором устанавливаются подшипники скольжения (см. гл. VII). Изучение совместных колебаний роторов турбогенератора и турбины в переходных анормальных режимах в первом приближении проводят в предположении абсолютной жесткости лопаток турбины. Задача сводится к рассмотрению нестационарных крутильных колебаний вала ротора турбоагрегата с распределенными инерционными и упругими параметрами [2]. Допущение абсолютной жесткости лопаток не оказывает, по-видимому, существенного влияния на величину расчетных напряжений в валу ротора турбогенератора. Разработаны более точные методы расчета колебаний ротора турбоагрегата в переходных режимах с учетом изгибно-хрутильных колебаний лопаток турбины [1]. Наиболее простой метод расчета стационарных колебаний статора турбогенератора основывается на представлении его как системы двух упругосвязанных колец, схематизирующих сердечник и корпус [10, 11]. Эквивалентный модуль упругости сердечника определяют экспериментально. Такой метод с приемлемой точностью позволяет оценивать вибрации сердечника и эффективность эластичного крепления его в корпусе. Имеются работы, в которых сердечник рассматривается как толстый ортотропный цилиндр [3], а корпус — как тонкая сребренная оболочка [12]. Дальнейшее развитие методов расчета колебаний турбогенераторов осуществляется в направлении исследования взаимосвязанности колебаний в системе турбогенератор — турбина — рамный фундамент (см. гл. VII, XII). Наибольшее распространение получили методы расчета, которые основываются на более простых моделях и вместе с тем учитывают основные характерные особенности данного типа колебаний. Внедрение уточненных расчетов сдерживается как их трудоемкостью, так и недостаточной достоверностью исходных данных.
Рис. 3 При вибрационном обследовании головных образцов каждой новой серни турбогенераторов осуществляется постоянный контроль за вибрациями опор ротора и выборочный контроль вибраций корпусов статора, а также проводятся измерения напряжений в амортизирующих элементах конструкции турбогенератора. Существенны вибрации лобовых частей обмотки. Эти вибрации не поддаются надежной расчетной оценке. Проверка эффективности мер, направленных на снижение вибраций обмотки, осуществляется опытным путем на макетах и реальных турбогенераторах. Экспериментальные исследования колебаний и механических напряжений в элементах турбогенераторов в переходных режимах на электростанциях выполнены в недостаточном объеме ввиду сложности их проведения. Изучение колебаний турбогенераторов в переходных режимах ограничивается в основном расчетно-теоретическими и модельными исследованиями. Колебания гидрогенераторов. Гидрогенераторы приводятся во вращение гидравлическими турбинами. Мощность наиболее крупного гидрогенератора Саяно-Шушенской ГЭС составляет 650 тыс. кВт. Колебания ротора. Ротор гидрогенератора представляет собой электромагнит с большим числом пар полюсов. Поэтому частота вращения ротора гидрогенератора обычно значительно меньше частоты вращения турбогенераторов. Масса ротора крупного гидрогенератора составляет несколько сот тонн. Вал ротора круглый, часто с вертикальной осью. Схема ротора гидрогенератора показана на рис. 3, где 1 — вал ротора; 2 — подшипники; 3 — подпятник; 4 — полюса ротора; 5 — обод; 6 — спицы ротора. Проблема колебаний ротора для гидрогенераторов имеет меньшее значение, чем для турбогенераторов, вследствие малых частот вращения, отсутствия двоякой изгибной жесткости и вертикального расположения оси вала. Ротор гидрогенератора удерживается от поперечных смещений подшипниками скольжения. Автоколебания вала не наблюдаются, поскольку подшипники снабжаются поворачивающимися колодками. Рабочая частота вращения ротора обычно ниже наименьшей критической частоты. В гидрогенераторах возникают источники возбуждения колебаний ротора, не свойственные турбогенераторам. Таким источником, например, является вращающаяся вместе с ротором сила одностороннего магнитного притяжения ротора к статору. Эта сила может возникнуть при эксцентричном расположении наружной окружности ротора относительно оси вала или при отключении питания части полюсов ротора. Большее влияние электромагнитных сил на вибрации ротора в гидрогенераторах по сравнению с турбогенераторами объясняется как многополюсностью, так и относительно меньшим радиальным зазором между ротором и статором. От вертикальных смещений ротор гидрогенератора удерживается подпятником. При расчете критических частот вращения ротора гидроагрегата, состоящего из гидрогенератора и гидротурбины, следует учитывать противодействие повороту оси вала в том сечении, где установлен подпятник. Крутильные колебания и скручивающие моменты на валу ротора гидрогенератора, возникающие в анормальных переходных режимах, оцениваются теми же методами, что и для турбогенераторов. Величина дополнительных скручивающих моментов на валу в этих режимах составляет небольшую часть от номинального момента в рабочем режиме, так как ротор гидротурбины имеет малый момент инерции по сравнению с моментом инерции ротора гидрогенератора. Колебания статора. Переменная составляющая распределенных по окружности сил магнитного притяжения между ротором и статором гидрогенератора, создаваемых Колебания в асинхронных двигателях. В асинхронных двигателях переменного тока весьма мал зазор между ротором и статором. Поэтому силы одностороннего магнитного притяжения между ротором и статором, возникающие при поперечных колебаниях ротора, оказываются сравнимыми с неуравновешенными центробежными силами. В случае недостаточной жесткости вала или опор ротора значительные колебания ротора могут привести к задеванию его за статор, а следовательно, и к выходу из строя двигателя. Формулы для вычисления сил одностороннего магнитного притяжения при эксцентричном расположении ротора относительно статора для электрических машин, имеющих произвольное число пар полюсов, можно найти в работе [14]. При малых колебаниях эти силы пропорциональны смещению ротора относительно статора и направлены в сторону смещения, т. е. при малых колебаниях вал ротора можно рассматривать как стержень, лежащий на упругом основании с отрицательным коэффициентом основания [9]. Наблюдались повышенные вибрации и усталостные разрушения стержней короткозамкнутой обмотки ротора, которые были устранены расчеканкой зубцов ротора для закрепления стержней в пазах. Колебания в машинах постоянного тока. Машины постоянного тока главным образом используют для работы в нестационарных режимах с переменным крутящим моментом на валу и изменяющейся частотой вращения. Крутильные колебания ротора. Для двигателя постоянного тока основной является задача о периодических крутильных колебаниях вала ротора. Колебания происходят под действием переменного момента на конце вала со стороны приводимого в действие агрегата и переменного электромагнитного момента. Задача расчета колебаний, вообще говоря, нелинейная, так как величины обоих моментов определяются движением вала. Нередко изменение крутящего момента на валу двигателя постоянного тока имеет резкий и даже импульсный характер (например, в металлургической промышленности, когда двигатель постоянного тока используется для привода валков прокатных станов). В этих случаях задачу о крутильных колебаниях ротора двигателя постоянного тока можно решать в линейной постановке, пренебрегая изменением частоты вращения и электромагнитного момента за время колебаний. Колебания из-за изменения магнитной проводимости под полюсами. Можно указать на еще один тип механических колебаний электрических машин как постоянного, так и переменного тока, вызываемых переменными электромагнитными силами. Эти колебания наблюдаются в машинах, имеющих электромагниты, перемещающиеся при вращении ротора относительно зубцов якоря, образованных пазами для электрической обмотки. В машинах переменного тока электромагниты расположены на роторе, а зубцы имеет сердечник статора. Для машин постоянного тока, наоборот, электромагниты помещены в статоре, а ротор имеет зубцы. Если число зубцов якоря, приходящееся на Ниже приведены методы расчета колебаний турбогенераторов, рассмотрены стационарные колебания ротора, статора и фундамента, совместные переходные колебания роторов турбогенератора и турбины.
|
1 |
Оглавление
|