Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 6. МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА СИСТЕМЫ ТУРБОАГРЕГАТ—ФУНДАМЕНТМетод расчленения [4]. Метод применим к расчету амплитуд вынужденных колебаний в любой точке системы турбоагрегат — фундамент под действием неуравновешенности валопровода, заданной либо в виде закона изменения эксцентриситета вдоль валопровода или в форме величин и мест распределения сосредоточенных масс. Сила от неуравновешенности в некоторой точке валопровода определяется в проекциях на оси (рис. 12):
где — составляющие силы неуравновешенности, приложенной точке валопровода; - масса участка валопровода и отнесенные к ней составляющие эксцентриситета (см. рис. 12).
Рис. 12 Система паротурбоагрегат — фундамент расчленяется на две подсистемы: 1) собственно валопровод; 2) подсистему статор—фундамент (см. рис. 2). Связь между подсистемами осуществляется через масляную пленку подшипников, через аэродинамическое взаимодействие ротора и статора в проточной части турбин и электродинамическое взаимодействие ротора и статора генератора. При вынужденных колебаниях главное значение имеет взаимодействие через масляную пленку подшипников. Аэродинамическое взаимодействие необходимо учитывать при расчете устойчивости. Система статор — фундамент предполагается линейной (с линейным демпфированием и жесткостью) и произвольной, т. е. может быть принята в виде плиты, рамы, фермы и т. д. при произвольном способе опирания на основание. Возмущающие силы, вызванные неуравновешенностью валопровода, являются гармоническими с частотой (вращение валопровода равномерное с частотой Вследствие линейности всех элементов системы (по предположению) динамические реакции в подшипниках смещения валопровода смещения статора фундамента также будут гармоническими функциями с частотой Составляющие смещения валопровода в произвольной точке
Смещения центра расточки подшипников в точке
Реакция (усилие, действующее на цапфу подшипника) в произвольной опоре а:
Совокупность величин — число опор) образует вектор аналогично образуются векторы смещений системы статор — фундамент и вектор опорных реакций
Компоненты векторов не зависят от времени и для определенной системы турбоагрегат — фундамент зависят от частоты вращения от статических реакций в опорах, от величин и распределения неуравновешенности валопровода. Вектор считается заданным в точках число точек расположения неуравновешенности). Динамические характеристики подсистем. Каждая из подсистем, включая совокупность масляных пленок подшипников, задается динамической характеристикой, представляющей собой линейное матричное соотношение между динамическими (силовые факторы) и кинематическими (смещения) величинами. Матрицы связи состоят из коэффициентов влияния подсистем. Характеристика подсистемы валопровода
Характеристика подсистемы статор — фундамент
Характеристика подсистемы «Совокупность масляных слоев подшипников»
Матрицы представляют собой динамические податливости в соответствующих точках валопровода от динамических усилий, приложенных в местах опор и местах расположения неуравновешенностей; матрица динамических податливостей (динамических коэффициентов влияния), получаемая экспериментальным или расчетным путем (см. гл. VII); квазидиагональная матрица, составленная из подматриц характеристик масляного слоя подшипников. Для системы турбоагрегат — фундамент, имеющей опор и плоскостей приложения неуравновешенности, порядок квадратных матриц равен матрица пряя моугольная, имеющая строк и столбцов.
где матрица четвертого порядка, связывающая динамическое смещение валопровода в точке номер опоры) с гармонической силой, приложенной в точке номер другой опоры). Матрица имеет тот же смысл, но точка соответствует месту приложения сосредоточенной неуравновешенности. Матрицы и имеют следующую структуру:
где матрицы второго порядка;
Матрицы имеют такую же структуру, что и матрицы (46); подматрицы четвертого порядка и К аналогичны по структуре матрице (47), Подматрица
где — нулевая матрица. Матрицы второго порядка определяются динамическими коэффициентами масляного слоя подшипников [см. уравнение (1)]. Расчет опорных реакций и динамических смещений в системе турбоагрегат — фундамент. Из системы определяются опорные реакции
Смещения валопровода рассчитываются по (43), смещения системы статор фундамент по (44). Для практической реализации расчета изложенным методом необходимо предварительно составить матрицы Определение матриц податливости сводится к решению задачи о вынужденных колебаниях свободного (без опор) вращающегося валопровода под действием единичной гармонической силы, Расчет матрицы см. в гл. VII. Метод разложения по формам колебаний. Модель системы турбоагрегат—фундамент выбирается в виде совокупности абсолютно жестких инерционных элементов, объединенных между собой квазиупругими и квазивязкими связями (рис. 13, где прямоугольниками обозначены инерционные элементы системы, сплошные линии квазиупругие связи, штриховые линии — квазивязкие связи). Каждый из абсолютно жестких элементов обладает вообще шестью степенями свободы. Каждая связь любых двух элементов имеет шесть квазиупругих составляющих и шесть квазивязких составляющих силового взаимодействия (по три силы и по три момента). Общее число степеней свободы системы равно и, обобщенное смещение, соответствующее степени свободы, обозначается через обобщенная масса через обобщенная сила, соответствующая через Уравнение движения системы записывается в виде
где коэффициенты инерции, удовлетворяющие условиям если если обобщенная масса (масса или момент инерции), соответствующая точке В данном разделе принято суммирование по повторяющимся индексам. Коэффициенты отражают квазивязкие силы в материале вала, статора и фундамента, в масляной пленке подшипников, а также описывают влияние гироскопических сил вращающихся дисков ротора.
Рис. 13 Коэффициенты жесткости (квазиупругие параметры системы турбоагрегат — фундамент) можно представить в виде суммы симметричной (консервативной) и антисимметричной (неконсервативной) частей:
Соответственная консервативная система турбоагрегат — фундамент образуется из реальной системы путем исключения из нее всех неконсервативных сил, т. е. при Для консервативной системы существуют главные формы колебаний удовлетворяющие уравнениям
Главная форма колебаний есть обобщенное смещение в точке при форме колебаний номера В дальнейшем формы колебаний предполагаются нормированными. Коэффициенты удовлетворяют условиям:
где — собственная частота колебаний консервативной системы для формы колебаний номера Нормированные главные формы колебаний удовлетворяют условию ортогональности
Смещение в любой точке системы турбоагрегат — фундамент
где главные координаты системы. Подстановка (53) в (49) с использованием (51), (52) дает
Зависимость (54) можно представить в матричной форме:
где матрица-столбец, составленная из координат — квадратные трицы порядка элементы которых определяются формулами (55), (56); мат рица-столбец с элементами (57). Решение матричного уравнения (58) при соответствующих начальных условиях даст вектор после чего смещение в любой точке системы трубоагрегат — фунда мент определяется по (53). Метод разложения по главным формам в отличие от метода расчленения приме ним не только для стационарных вынужденных колебаний, но также и для исследо вания устойчивости системы и для расчета переходных колебаний, возникающих, например, при внезапной разбалансировке валопровода (обрыв рабочей лопатки).
|
1 |
Оглавление
|