Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3. ПАРАМЕТРЫ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙЖесткостные и инерционные характеристики. Обычно в зубчатых передачах жесткость зубьев колес значительно больше жесткости других упругих элементов (валов, муфт), что используется для упрощения динамических моделей зубчатых передач [9, 13]. Однако на начальном этапе составления динамической модели для обоснованного ее выбора необходимо располагать расчетными формулами для оценки жесткости всех основных упругих элементов зубчатых передач. Наибольшую сложность представляет определение жесткости зубьев колес, требующее использования методов теории упругости. Деформация прямых зубьев определяется суммой трех компонент — изгибной деформацией, контактной и деформацией прилежащей к зубу части обода зубчатого колеса. Многочисленные расчеты и эксперименты позволяют рекомендовать следующую приближенную зависимость для определения суммарной деформации прямого зуба [3]:
где Поскольку точке зуба шестерни (колеса) с координатой
т. е. суммарная деформация зубьев изменяется по параболической зависимости с минимумом в полюсе зацепления Суммарная жесткость пары зубьев изменяется по фазе зацепления и рассчитывается по формуле
Анализ экспериментальных данных, полученных в работе [16, с. 163], позволил преложить следующую формулу для определения жесткости зубьев по фазе зацепления
которая дает меньшую (на 16%) жесткость в полюсе и большую (на 5%) жесткость в начальной и конечной точках зацепления, чем формула (11). В некоторых случаях предпочтительнее оказывается тригонометрическая форма записи зависимости (11)
Из формулы (11) можно получить выражение для определения жесткости зубьев в передачах с учетом коэффициента перекрытия
где Расчеты по формуле (12) показывают, что средняя величина суммарной жесткости зубьев зависит от при двухпарном зацеплении
при однопарном зацеплении
Из этих формул следует, что независимо от коэффициента перекрытия передачи Расчетное определение жесткости косых зубьев связано со значительными трудностями [2, 3]. Поскольку повышенная податливость косых зубьев имеет место лишь на небольших участках, прилежащих к торцам зубьев, приближенно можно принять, что жесткость косозубого зубчатого зацепления пропорциональна суммарной длине контактных линий (СДКЛ), находящихся в рассматриваемый момент времени на поле зацепления:
где Если коэффициент торцового
где
где Изменение по фазе зацепления СДКЛ приводит к тому, что в соответствии с (13) изменяется и жесткость косозубого зацепления. Изменение жесткости по фазе зацепления характеризуется соотношением [3]
где Зубчатые муфты — важный элемент зубчатых передач, влияющий на динамические характеристики, их изготовляют с эвольвентными зубьями с прямолинейной и криволинейной формой образующих. Жесткость пары зубьев муфты с учетом изгибной и контактной деформаций зубьев следует определять по формулам [3]: для зубьев с прямолинейной формой образующих
для зубьев с криволинейной формой образующих
где При перекосе осей муфт, связанном с деформацией элементов, динамическими процессами в системе или погрешностями монтажа, жесткость пары зубьев в связи со смещением площадки контакта к торцу зуба изменяется и может быть приближенно определена по формуле Крутильная жесткость зубчатой муфты при номинальном контакте профилей зубьев
— радиус основной окружности зубчатого венца муфты; Эта формула справедлива для зубчатой муфты в неперекошенном состоянии. ели между осями муфт существует угол перекоса у, то жесткость зубчатой муфты
где Кнер — коэффициент неравномерности нагружения зубьев муфты, вызванной перекосом осей [3]. Зубчатая муфта из-за повышенной жесткости зубьев не является шарниром, поэтому при перекосе в ней возникает изгибающий момент. Следовательно, зубчатая муфта может трансформировать изгибные колебания одной части системы в крутильные колебания другой. Изгибная жесткость зубчатой муфты
где коэффициент Если нагружены все зубья муфты, то, например, для муфты с зубьями, имеющими прямолинейную форму образующей, коэффициент
где В муфте с криволинейной формой образующих зубьев изгибающий момент чительно меньше и, как показали экспериментальные исследования, коэффициент
Рис. 6 Ободья зубчатых колес в ряде случаев выполняют с повышенной податливостью, что позволяет снизить уровень возмущающих сил в зубчатых зацеплениях. Тогда при динамических расчетах зубчатых передач необходимо учитывать податливость ободьев зубчатых колес. В зависимости от конструктивного исполнения ободьев колес можно выделить три расчетные схемы — свободное кольцо (рис. 6, а); кольцо, соединенное с оболочкой (рис. 6, в); кольцо в упругой среде (рис. 6, г). Общая формула для некоторого элемента упругой лиши кольца и имеет вид
где В табл. 2 приведены выражения коэффициентов В планетарных редукторах ободья центральных колес нагружены равномерно расположенными по окружности усилиями от зубчатых зацеплений. В этом случав действие всех усилий суммируется с учетом взаимного положения этих усилий 2. Коэффициенты упругих перемещений обода зубчатого колеса (см. скан) При свободном кольце
— модули упругости соответственно первого и второго рода материала оболочки;
где При динамических расчетах планетарных редукторов необходимо также учитывать жесткость осей сателлитов. В связи с относительно небольшой длиной осей сателлитов определяющими являются деформации овализации (для полых осей сателлитов) и сдвига, нзгибная деформация осей сателлитов оказывает лишь незначительное влияние на суммарную деформацию сателлитного узла [2]. Суммарная деформация опор качения складывается из контактных деформаций качения и колец
Контактная деформация
где Контактная деформация
где Расчет крутильной и изгибной деформации валов может быть выполнен по соответствующим формулам сопротивления материалов [4]. Вращающиеся зубчатые колеса можно в большинстве случаев рассматривать как элементы с сосредоточенными параметрами. В этом случае момент инерции зубчатого колеса дисковой формы может быть определен по формуле 122]
где у — удельный вес материала зубчатого колеса, Масса зубчатого колеса, приведенная к радиусу основной окружности
поэтому при
и приведенная масса зубчатых колес
При расчете изгибной жесткости ободьев колес кольцевой формы влияние зубьев на повышение жесткости обода учитывается по формуле [2] (см. рис. 6, б)
где При расчете изгибной жесткости ступенчатого вала его следует привести к эквивалентному по жесткости гладкому валу по формуле [24, стр. 91]
где Возмущающие силы. Характерными для зубчатых передач возмущающими силами являются силы в зубчатых зацеплениях. К ним относятся силы, возникающие при входе зубьев в зацепление в нерасчетной точке (кромочный удар Зубья колес в связи с погрешностями шагов зубчатых колес и упругими деформациями зубьев входят в контакт не на линии зацепления, а в некоторой нерасчетной точке, в результате чего между вступившими в контакт профилями зубьев не будет общей нормали, т. е. образуется относительное движение зубчатых колес. Таким образом, контакт зубьев колес в нерасчетной точке сводится к рассмотрению удара между зубчатыми колесами, связанному с мгновенным сообщением колесу некоторой Убыточной скорости. Величина этой скорости в зубчатом зацеплении зависит как от приведенной погрешности зацепления
так и от скоростных и кинематических параметров передачи
где В этом случае динамическое состояние зубчатой пары описывается однородным дифференциальным уравнением
с неоднородными начальными условиями Указанное импульсное воздействие на систему повторяется с губцовой частотой
справедливому для Формулой (18) следует пользоваться, если длительность действия импульса
где Входящее в эту формулу отношение Как следует из (18), при
где
где После встречи профилей зубьев зубчатых передач вне расчетной точки нормальная составляющая скорости равномерно уменьшается и становится равной нулю в момент выхода точки контакта зубьев на линию зецепления. На этом интервале времени действие постоянной силы препятствует сближению зубьев колес после удара [1], что приводит к замедленному увеличению динамической нагрузки в зацеплении с возрастанием скорости зубчатых колес. Итак, в прямозубом зацеплении действуют следующие возбуждающие факторы: периодические импульсы, связанные со встречей зубьев в нерасчетной точке со скоростью
Рис. 7
Рис. 8 Последняя составляющая реализуется лишь в том случае, если изменение жесткости по фазе зацепления не вызывает в системе параметрических колебаний и поэтому может рассматриваться лишь как дополнительная возмущающая сила. В общем случае следует исследовать движение системы на устойчивость в связи с возможностью возникновения в ней параметрических колебаний. Независимо от величины коэффициента перекрытия прямозубой передачи
где В косозубых передачах действуют следующие возмущаюшие факторы-, периодическое изменение жесткости по фазе зацепления; постоянная и переменная составляющие прогрешности шагов зацепляющихся зубьев. В широких косозубых колесах изменение жесткости зубьев по фазе зацепления не приводит к возникновению параметрических колебаний в системе, и может рассматриваться как возмущающий фактор. В зависимости от величины суммы дробных частей осевого СДКЛ происходит по показанным на рис. 8 графикам [141. Возмущающую силу, обусловленную проявлением этого фактора, можно представить в виде тригонометрического ряда
где Из формулы (20) следует, что амплитуды четных гармоник возмущающей силы Перекос между образующими зубьев косозубых колес приводит к дополнительной возмущающей силе,
где Постоянная составляющая погрешности шагов приводит к появлению в системе периодической возмущающей силы, действующей с зубцовой частотой. Переменная составляющая погрешности шагов (циклическая погрешность колес) приводит к появлению в системе периодической возмущающей силы, в спектре которой присутствуют гармоники Зубчатые муфты, применяемые в зубчатых передачах, также могут быть источниками возникновения колебаний в связи с неуравновешенностью элементов муфты, накопленной погрешностью окружных шагов (зубчатых венцов полумуфт); погрешностью соседних шагов зубчатых венцов полумуфт [25, стр. 184]. Частоты действия возмущающих сил в зубчатой муфте равны оборотной частоте со В планетарных редукторах с плавающей подвеской центральных колес появляются дополнительные возмущающие силы, обусловленные тем, что в процессе компенсации погрешностей зубчатых зацеплений плавающие центральные колеса смещаются с оси вращения, что приводит к возникновению инерционных сил, действующих на элементы редуктора. Демпфирующие силы в зубчатых передачах следует рассматривать на резонансных режимах, они связаны в основном с рассеиванием энергии в кинематических парах (зубчатые зацепления, зубчатые муфты, подшипники и т. д.). Теоретическое определение рассеивания колебательной энергии в элементах зубчатых передач чрезвычайно затруднительно, поэтому наиболее эффективны экспериментальные методы определения логарифмического декремента колебания. Для простейшей одномассовой колебательной системы логарифмический декремент колебания может быть определен из экспериментально полученной амплитудно-частотной характеристики по формуле
где Обработанные по формуле (21) многочисленные экспериментальные данные, полученные на переборных и планетарных редукторах, показали [6], что в зубчатых зацеплениях коэффициент затухания
|
1 |
Оглавление
|