14. АВТОКОЛЕБАНИЯ ЛОПАТОК
Срывной флаттер лопаток возникает на рабочих режимах, соответствующих правому участку характеристики подъемной силы при
(см. рис. 38). Вследствие изменения знака величина
согласно формуле (108) становится положительной, и при недостаточном значении демпфирования в материале и замке лопатки возникают ее автоколебания как с мягким, так и с жестким режимом установления [27, 58]. Срывной флаттер обычно возникает на первых ступенях осевых компрессоров на нерасчетных режимах и часто приводит к разрушению лопаток.
Более точные результаты при исследовании срывного флаттера дает гипотеза нестационарности, согласно которой переменная составляющая аэродинамической
силы
следует за изменением угла атаки не мгновенно, а с некоторым запаздыванием [65].
Решетчатый флаттер [59, 65] возникает при обтекании решетки рабочего колеса. Характер обтекания каждой лопатки и силы, действующие на нее, зависят от движения остальных лопаток. Этот вид флаттера является наиболее опасным, так как может возникнуть при углах атаки
На решетчатый флаттер существенное влияние оказывает акустический резонанс в решетке [65]. Для повышения устойчивости решетки и уменьшения дестабилизирующего влияния связности применяется динамически неоднородная решетка, в которой стоящие рядом лопатки имеют разную частоту собственных колебаний [50]. Для узких бандажированных лопаток, где наиболее опасным является крутильный флаттер, наиболее устойчивая решетка получается при расположении бандажных полок на расстоянии, равном 0,8 длины лопатки от места ее заделки [21].
Изгибно-крутильный (классический) флаттер может возникнуть при сильно закрученных лопатках в связи с тем, что в области максимальной угловой частоты вращения происходит сближение частот свободных колебаний первой крутильной и второй изгибной форм [75].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ к гл. IX-XI
(см. скан)