Главная > Вибрации в технике, Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

3. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЕБАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Связанность колебаний роторов, корпусов, лопаток с дисками и валами. Для того, чтобы масса конструкции была по возможности малой, в современных двигателях используют облегченные роторы и корпусы, представляющие собой сложные упругомассовые системы с присоединенными массами агрегатов и других устройств. Частоты собственных колебаний корпусов в некоторых случаях даже более низкие, чем частоты собственных изгибных колебаний роторов. При этом возникает необходимость рассмотрения динамической схемы двигателя, как единой системы роторы—корпус—подвеска. Такая система в рабочем диапазоне частот вращения роторов имеет резонансные режимы, которые условно разделяются на роторные и корпусные. При роторных резонансах больше деформируются элементы конструкции роторов, а при корпусных резонансах — элементы корпусов. Более опасными являются роторные резонансы, так как для них неуравновешенные центробежные нагрузки, вследствие больших прогибов, будут больше, а демпфирование колебаний меньше, чем для корпусных резонансов. Роторные резонансные режимы условно можно рассматривать как режимы критических скоростей роторов.

Анизотропия системы. Особенности конструкции подвески двигателя, несимметричность расположения массивных агрегатов на корпусах, а также зазоры в подшипниках вносят в систему динамическую анизотропию. В зависимости от частоты изменяются не только величины, но и главные направления динамических податливостей опор роторов.

В практических расчетах вводятся допущения

— положения главных осей динамических податливостей не зависят от частоты возмущения,

— главные оси совпадают с горизонтальным и вертикальным направлениями;

— резонансные частоты в горизонтальном и вертикальном направлениях определяются двумя расчетами осесимметричных систем с динамическими податливостями подсистемы корпус—подвеска в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Многовальность двигателя. Она не только усложняет систему, но и приводит к появлению несинхронных прецессий, возбуждающими нагрузками которых для данного ротора являются неуравновешенные силы и моменты других роторов. Появляются дополнительные резонансы.

Тонкостенность конструкций. В связи с требованием облегчения массы конструкции применяются тонкостенные элементы, схематизируемые в виде оболочек вращения, пластин, колец и т. д. Жесткостные характеристики таких элементов имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при расчетах.

Влияние зазоров в подшипниках роторов. Увеличение зазоров в подшипниках качения (за исключением межвальных) приводит к снижению уровня вибраций корпусов в результате ослабления связи ротора с корпусом.

Для легких высокооборотных роторов, и особенно для роторов авиационных подъемных двигателей, ось которых расположена вертикально, возможно появление режима обкатки, при котором ротор и корпус в относительном движении обкатываются в зазоре подшипников При этом возникают значительные силы взаимодействия ротора и корпуса

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru