10. СОВМЕСТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СИСТЕМОЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Система автоматического управления (САУ) пропускает сигналы от чувствительных элементов, пропорциональные смещениям, скоростям или ускорениям в широком диапазоне частот, включающим в себя заметную долю спектра частот упругих
колебаний. Конструкция ЛА образует с САУ замкнутый контур, динамические свойства которого определяются как аэроупругими характеристиками конструкции, так и характеристиками тракта управления: чувствительных элементов, фильтров, усилителей, приводов, механической проводки и силовых исполнительных механизмов (бустеров). Практические задачи, возникающие вследствие влияния системы управления, связаны с предотвращением колебательной неустойчивости в контуре летательный аппарат — система автоматического управления (ЛА - САУ) и снижением уровня вынужденных колебаний при внешнем возмущении (порыв ветра).
Взаимодействие ЛА - САУ по одному каналу управления можно представить структурной схемой (рис. 11);
обобщенная координата; К — эффективность органа управления;
интенсивность порыва ветра;
коэффициент воздействия порыва;
передаточная функция системы управления
передаточная функция конструкции;
относительный угол отклонения органа управления, соответствующий перемещению штока силового привода.
Полный относительный угол
где
угол отклонения органа управления за счет податливости в проводке управления и в приводе.
Рис. 11
Рис. 12
Величина
определяет значение момента, уравновешивающего шарнирный момент
здесь
суммарная жесткость всех элементов конструкции, определяющих упругое перемещение органа управления.
Амплитудно-фазовая частотная характеристика
от интенсивности порыва ветра
выражается следующим образом:
где
частотная характеристика конструкции при колебательном воздействии порыва ветра;
частотная характеристика конструкции при колебаниях органа управления.
Устойчивость контура определяется взаимным положением частотных характеристик
и обратной
рис. 12, а — система устойчива, запас по амплитуде
определяется на частоте пересечения
рис. 12, б — система устойчива, запас по фазе
Устойчивость определяется условиями: если
то — любая, при
в
и
значения частот для точек пересечения
частота, на которой пересекаются
Для многомерной системы
обобщенный вектор) частотные характеристики
[см. (48)] являются компонентами векторов
которые связаны следующими зависимостями
Частотная передаточная функция [33]:
где
приведены в пп. 3, 4; К — вектор, все компоненты которого нули, за исключением одной, соответствующей углу отклонения органа управления; вектор
определяется по формуле (34).