Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ВИБРОАКТИВНОСТИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧСнижение уровня возмущающих сил непосредственно в источнике возникновения колебаний (в зубчатом зацеплении) — наиболее эффективный метод не только снижения виброактивности зубчатых передач, но и повышения их прочности. Методы снижения уровня возмущающих сил определяются теми факторами, которые приводят к их возникновению. Вход зубьев прямозубых колес в зацепление в нерасчетной точке вне линии зацепления, приводящий к кромочному удару зубьев, может быть скомпенсирован преднамеренным изменением профилей зубьев колес (фланкированием зубьев). Суть фланкирования заключается в том, что преднамеренным искажением правильной эвольвентной поверхности зубьев на их вершине, с учетом ожидаемых величин погрешностей и упругихдеформаций зубьев, добиваются того, что вход зубьев в зацепление происходит строго по линии зацепления,
Рис. 9 Важным параметром, влияющим на эффективность фланкирования, является не только глубина, но и высота фланка [12]. В среднем эффект от применения фланкирования зубьев, оцениваемый как отношение динамических нагрузок в передаче до и после фланкирования, составляет Снижения отрицательного влияния погрешностей зубчатых колес можно достичь, повышая деформацию зубьев в момент входа их в зацепления, которая достигается как повышением общей податливости зубьев, так и повышением податливости зубьев в интересующей точке зацепления. Этого можно добиться увеличением высоты зубьев (рис. 9, а) или уменьшением толщины зуба в интересующей точке контактной линии (рис. 9, б). При этом, однако, приходится проводить оценку прочности зубьев измененной конфигурации. Наиболее мощным источником возникновения колебаний в прямозубых передачах является периодическое изменение жесткости по фазе зацепления, связанное с тем, что в передаче крутящего момента последовательно принимают участие одна или две пары зубьев. Если принять, что жесткость зацепления пропорциональна СДКЛ, то можно несколькими путями добиться постоянства СДКЛ в прямозубом зацеплении (рис. 10) [3]. Во всех трех схемах, изображенных на рис.
где На рис. 10, а поверхность выступов зубьев — коническая, на рис. 10, б — циклическая и на рис. 10, в — произвольная, зеркально отраженная на зубьях шестерни и колеса, удовлетворяющая в любой момент времени условию Если бы жесткость зацепления была пропорциональна СДКЛ, то все три способа обеспечения постоянства СДКЛ по фазе зацепления были одинаково эффективны и выбор того или иного метода определялся бы лишь технологическими соображениями. Однако постоянство СДКЛ не всегда обеспечивает постоянство жесткости зубьев но фазе зацепления, поскольку жесткость зубьев определяется не только контактной, С этой точки зрения наибольший эффект дает форма зубьев, показанная на рис. 10, в, поскольку имеется больше возможностей выбирать необходимое для выравнивания жесткости изменение СДКЛ по фазе зацепления. Менее эффективна форма зубьев на рис. 10, а форма зубьев на рис. 10, б, хотя и является наиболее простой в изготовлении, наименее эффективна с точки зрения выравнивания жесткости по фазе зацепления. Рис. 10 (см. скан) В косозубых передачах жесткость по фазе зацепления постоянна, если коэффициент осевого перекрытия равен целому числу. Однако, кратность ширины зубчатого венца осевому шагу не устраняет другой источник возникновения колебаний — погрешность зубчатых колес по окружным шагам, приводящую ко входу зубьев в зацепление в нерабочей точке вне линии зацепления. Известен метод взаимной компенсации возмущающих сил, суть которого заключается в рациональном выборе фазы между двумя указанными возмущающими факторами — изменением жесткости зубьев по фазе зацепления и периодическим входом зубьев в зацепление в нерабочей точке [5]. Для этого ширина зубчатого венца выбирается из соотношения
где
где Экспериментальная проверка этого метода взаимной компенсации возмущающих сил в косозубом зубчатом зацеплении показала его высокую эффективность на первой и второй гармониках зубцовой частоты Виброизоляция и формирование видов колебаний деталей. Виброизоляция один из основных методов улучшения динамических и виброакустических характернс. тик механических систем, она широко применяется в технике, например, при констру. ировании опор [17]. В зубчатых передачах виброизоляцию используют (наряду с традиционной конструкцией виброизолирующих опор) при конструировании зубчатых колес. С этой целью зубчатые колеса изготовляют в виде составной конструкции между ободом и ступицей устанавливают упругий элемент, препятствующий распространению вибраций от источника их возникновения к другим элементам системы (см. рис. 4). Демпфирование колебаний в упругом элементе составных зубчатых колес также способствует улучшению виброакустических характеристик зубчатых передач. В планетарных редукторах соединение центральных колес с сопряженными деталями через зубчатые муфты также способствует демпфированию колебаний на контактирующих поверхностях зубьев муфт и виброизоляции зубчатых зацеплений от корпусных деталей редукторов. Одним из методов снижения вибраций, передаваемых на корпусные детали планетарных редукторов, является формирование определенного вида движения Деталей под действием приложенных к ним возмущающих сил, возможность которого обусловлена тем, что на зубчатые колеса планетарных редукторов действует более одной возмущающей силы. Это обстоятельство, с учетом симметричного расположения в пространстве возмущающих сил, позволяет добиваться нужного вида движения детали соответствующим выбором сдвига фаз между этими силами. Например, для уменьшения уровня вибраций, передающихся от сателлитов на водило, необходимо исключать поперечные колебания сателлитов на их осях. Этою можно добиться, обеспечив сдвиг 3. Преобладающие виды движения центральных колес планетарных редукторов (см. скан) формирование видов движения центральных колес, представляемых в виде пдых тел, можно достичь также соответствующим выбором числа зубьев центральных колес. При этом основным параметром, по которому оценивается эффективность бора числа зубьев центральных колес, является величина некратности Виды движения центральных колес, представляемых в видэ упругих тел, формируют с целью не только снижения виброактивности редуктора, но и уменьшения уровня динамических напряжений, возникающих в ободе зубчатого колеса. Анализ показывает, что величина некратности центральных колес планетарных редукторов не влияет на уровень динамической напряженности ободьев зубчатых колес, поэтому требования по их прочности не накладывают дополнительных ограничений на выбор величины Отстройка от резонансных режимов — наиболее эффективный метод снижения виброактивности зубчатых передач. Однако эффективность этого широко распространенного в технике метода применительно к зубчатым передачам существенно зависит
Рис. 11 Однако следует учитывать, что в зубчатых передачах действует широкий спектр возмущающих сил, создаваемый большим числом возмущающих факторов и полиармоническим характером возбуждения в зубчатых зацеплениях. Кроме того, зубчатые передачи работают, как правило, при широком варьировании угловых скоростей зубчатых колес, что приводит к соответствующему смещению спектра возмущающих сил на частотной оси. В связи с этим для изучаемой зубчатой передачи, после того как определен спектр собственных частот системы, следует построить так называемую лучевую диаграмму (рис. 11) из которой видна возможность отстройки от резонансных режимов По оси абсцисс лучевой диаграммы откладывается скорость вращения, например, ведущего вала передачи, а по оси ординат — частоты того или иного возмущающего фактора. На график наносят лучи, соответствующие возмущающим факторам в передаче. Для примера на рис. 11 показаны лучи, соответствующие возмущающим факторам, проявляющимся с первыми тремя гармониками оборотной На лучевую диаграмму наносят также собственные частоты системы Рис. 12 (см. скан) Таким образом находятся «запретные» скорости вращения ведушего вала и оценивается эффективность изменения инерционно-жесткостных параметров передачи. На рис. 12 в качестве примера приведена полученная экспериментальным путем лучевая диаграмма для двухступенчатого трехпоточного редуктора [6]. В спектре вибраций редуктора четко проявляются первые пять гармоник зубцовой частоты второй ступени, первая гармоника зубцовой частоты первой ступени. Точками показаны данные экспериментов (около точки проставлены замеренные уровни дискретной составляющей спектра вибраций, Следует обратить внимание на отсутствие в спектре вибраций второй гармоники зубцовой частоты первой ступени. Объясняется это тем, что торцовой коэффициент перекрытия в этой передаче СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ(см. скан)
|
1 |
Оглавление
|