Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. АНИЗОТРОПНЫЕ СИСТЕМЫРазличают неподвижную анизотропию, когда анизотропными свойствами обладают опоры, и подвижную, когда анизотропным является вращающийся вал. Несмотря на кажущуюся близость этих видов анизотропии, влияние их на колебания роторов существенно различается. Основные результаты для анизотропных систем изложены в работах [17, 57, 69]. Неподвижная анизотропия. Ниже приведены отдельно случаи симметричных и кососимметричных колебаний. Симметричные колебания. Ротор с одним неуравновешенным диском опирается на две одинаковые опоры с анизотропными упругими свойствами. Опоры полагаются безмассовыми, а направления
имеют частные решения
Решения (39) описывают движение по эллиптической траектории с резонансами при двух скоростях
На рис 15 показан вид амплитудных кривых при Кососимметртные колебания. Уравнение движения изотропного неуравновешенного ротора на анизотропных упругих опорах (см. рис. 5) имеют вид
где
и представлены на рис. 16 в виде зависимости от частоты Критические скорости
и определяются графически по рис. 16 как точки пересечения частотных кривых с прямой
Рис. 15
Рис. 16 При уменьшении анизотропии опор Подвижная анизотропия. Предполагается, что опоры ротора изотропны Ротор двоякой жесткости с одним диском. В изображенной на рис. 3, а системе вал ротора имеет различные жесткости на изгиб
причем везде в дальнейшем полагается, что Уравнения движения в системе координат, вращающейся с угловой скоростью
Две частоты
Зависимость частот
Рис. 17
Рис. 18 Другая частота в этом диапазоне становится мнимой, и в системе возникает неустойчивость, характеризуемая апериодическим движением в подвижной системе координат и движением по раскручивающейся спирали в неподвижной системе координат с частотой Анализ однородной части системы (43) приводит к условию устойчивости
которое определяет область неустойчивых скоростей вращения, расположенную внутри интервала
совсем пропадает. На рис. 18 показаны границы областей устойчивости в плоскости параметров Вследствие линейности системы можно отдельно рассматривать колебания от неуравновешенности и от веса. Неуравновешенность приводит в подвижных координатах к постоянным смещениям:
Этим смещениям в неподвижных координатах соответствуют круговые колебания с частотой вращения
Из решения (47) следует, что на границе устойчивости [см. (45)] амплитуды вынужденных колебаний становятся неограниченно большими, несмотря на наличие в системе сил трения. При достаточно больших силах трения, способных стабилизировать систему по условию (46), амплитуды колебаний вблизи собственных частот становятся уже ограниченными. Из решения (48) следует, что равномерно вращающийся неуравновешенный ротор двоякой жесткости представляет собой неконсервативную систему даже при отсутствии сил трения. Работа сил упругости вала на замкнутой круговой траектории Всегда имеющиеся в реальных системах нелинейные силы ограничивают амплитуды вынужденных колебаний от неуравновешенности на границах области неустойчивости, а также колебания внутри этой области. При этом оказывается, что вынужденные и параметрические колебания становятся связанными. Ниже приведены результаты для случая, когда в системе действуют изотропные нелинейные силы Демпфирования, пропорциональные квадрату амплитуды перемещений диска ротора с коэффициентом х. Перемещения
На рис. 19 показаны амплитудные кривые (1 — уравновешенный ротор; 2 — неуравновешенный ротор; 3,4 — линейные и нелинейные колебания изотропного ротора) для результирующего перемещения Решения системы (43), преобразованные к неподвижной системе координат
определяют движение по круговым траекториям в направлении вращения ротора с частотой
Рис. 19
Рис. 20 Для системы без демпфирования в решении (50) величины
Из выражений (51), видно, что амплитуда колебаний
называемой критической скоростью зторого рода. При малой анизотропии эта скорость близка к половине усредненной собственной частоты, т. е. На рис. 20 построены амплитудные характеристики перемещений Анизотропия ротора может быть также обусловлена анизотропией вращающегося вместе с ротором магнитного поля, что имеет место, например, в двухполюсных синхронных электрических машинах. Для колебаний анизотропного ротора на изотропных упругодемпферных опорах (см. рис. 8) в основном сохраняются изложенные особенности. Однако дополнительно 33 счет массы опор вместо одной появляются две области неустойчивости, каждая из которых как бы охватывает соответствующую усредненную собственную частоту ротора (рис. 21). Низшая область неустойчивости соответствует колебаниям, при которых ротор и опоры движутся в фазе, высшая — в противофазе. Демпфирование в опорах сужает области неустойчивости, особенно высшую. Ротор с распределенными параметрами. Уравнения движения в подвижной системе координат для неуравновешенного ротора с горизонтальной осью (без учета деформаций сдвига и гироскопического эффекта) имеют вид
В случае, когда ориентация главных направлений жесткостей не изменяется по длине ротора и граничные условия одинаковы для главных направлений, решение системы (53) можно представить разложением по формам собственных колебаний соответствующей консервативной задачи,
Величины
где
здесь
Рис. 21 Система (55) аналогична системе (43), вследствие чего колебания системы с распределенными параметрами по каждой форме будут во многом аналогичны колебаниям системы с одним диском. Так, при скоростях вращения, лежащих в диапазонах колебаний с соответствующими критическими скоростями второго рода будут отсутствотать или проявляться очень слабо. Ротор с диском, имеющим неодинаковые экваториальные моменты инерции. Идеально уравновешенный диск может совершать только угловые перемещения вследствие деформации изотропной упругой мембраны с коэффициентом жесткости 5 (см. рис. 5). Моменты инерции диска относительно осей (ось — ось вращения) соответственно равны Уравнения для угловых перемещений ротора в подвижных координатах [61 имеет вид
Использование критерия Рауса-Гурвица приводит к условию устойчивости
из которого непосредственно следует, что для изотропного ротора Условие (57) позволяет выделить три характерных соотношения между моментами инерции диска 1) 2) 3) В частном случае ротора без опор, когда
т. е. для устойчивости необходимо, чтобы вращение происходило вокруг оси, момент инерции относительно которой или минимален или максимален, что совпадает с известным результатом для свободного вращения твердого тела вокруг неподвижной точки [10]. Неподвижная и подвижная анизотропия. В общем случае как опоры, так и ротор могут обладать анизотропными свойствами, что приводит, с одной стороны, к существенному усложнению математических выкладок задачи из-за того, что в уравнениях движения всегда присутствуют периодические коэффициенты, а, с другой стороны, приводит к более сложному характеру возникающих колебаний из-за проявления особенностей, вызываемых по отдельности как анизотропией опор и ротора, так и совместным действием этих факторов [53, 61, 67]. Анализ показал, что для таких систем, в случаях, когда анизотропия ротора и опор не очень велика, можно ограничиться отысканием лишь основной области параметрических колебаний; при расчете вынужденных колебаний от неуравновешенности можно ограничиться первой гармоникой, а вынужденных колебаний от весовой нагрузки — нулевой и второй гармоникой от частоты вращения.
|
1 |
Оглавление
|