Глава XVIII. КОЛЕБАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Многолетний опыт показывает, что неровности опорной поверхности и вызываемые ими колебания автомобиля или трактора ведут, как правило, к ухудшению всех их эксплуатационно-технических свойств, в первую очередь к ухудшению плавности хода (удобства езды) и к уменьшению скорости движения.
Плавность хода — это свойство транспортного средства обеспечивать защиту людей, перевозимых грузов и элементов конструкции самого транспортного средства от воздействий вибраций, вызываемых неровностями опорной поверхности.
Рис. 1
Основными устройствами, защищающими автомобиль или трактор от динамических воздействий, обусловленных движением по опорной поверхности, и сводящими колебания и вибрации к приемлемому уровню, являются подвеска и шины. Подвеска состоит из трех устройств: упругого, гасящего и направляющего.
По типу направляющего устройства подвески делятся на зависимые (левое и правое колеса связаны жесткой балкой) и независимые. Благоприятная характеристика направляющего устройства способствует реализации основного условия хорошей подвески — значительных перемещений колес и малой жесткости упругого устройства.
За последние годы достигнуты существенные успехи в создании новых подвесок колесных и гусеничных машин различного назначения. Меняется сам подход к проблеме — от изучения собственно транспортной машины переходят к изучению системы
человек — машина — дорога (рис. 1). Изучение логично разбить на три направления — исследование микропрофиля дороги (опорной поверхности), колебаний машины, ощущений человека или сохранности перевозимого груза.