Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
7. ВЛИЯНИЕ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯВ отличие от подшипников скольжения, в которых передача усилий происходит через большие поверхности, в подшипниках качения нагрузки передаются через весьма незначительные поверхности контакта (точечный или линейный контакты). Динамические явления в подшипниках качения возникают в результате нелинейной зависимости между величиной контактной деформации и нагрузкой, некруглости и разноразмерности тел качения, а также технологического, монтажного и эксплуатационного факторов (неточности при изютовлении и сборке, загрязнения смазки, износа и т. п.). Кроме того, из-за группового вращения тел качения вместе с сепаратором деформация под действием статической радиальной нагрузки будет периодической функцией времени [27, 39, 52, 58]. Ниже изложена постановка и некоторые результаты двух задач: 1) о влиянии податливости подшипников качения на колебания неуравновешенных роторов; 2) об оценке уровня «подшипниковых» вибраций машин, обусловленных несовершенствами подшипников качения. Колебания неуравновешенных роторов. Нелинейные свойства подшипников качения вносят особенности в характер вынужденных колебаний неуравновешенных роторов. Так, в частности, вид амплитудных кривых зависит от величин неуравновешенности и статической нагрузки. Контактная податливость в случае жестких массивных роторов существенно понижает критические скорости, причем резонансные пики могут раздваиваться. Для стандартных подшипников со сферическими телами качения между деформацией и радиальной нагрузкой существует зависимость, установленная на основании контактной теории Герца [2],
где Зависимость (96) можно представить в виде
где Ниже везде используется зависимость (97), хотя она характеризует лишь осредненную связь между нагрузкой и деформацией и не учитывает незначительных изменений жесткости из-за перекатывания тел качения. Приближенный способ учета влияния податливости подшипников качения на критические скорости (собственные частоты) заключается в следующем. При дифференцировании зависимости (97) по
Для радиальных и радиально-упорных подшипников формула (98) имеет вид
Значение Рассмотрим задачу о вынужденных колебаниях на примере неуравновешенного нагруженного гибкого ротора с одним диском и с горизонтальной осью вращения, опирающегося на два одинаковых подшипника качения (см. рис 33). Величина среднего радиального зазора между наружным и внутренним кольцами подшипника и телами качения равна
Предположим, что силы демпфирования в подшипниках качения содержат как линейную, так и нелинейную составляющие. Тогда проекции сил, возникающих в подшипниках качения,
При поступательных перемещениях ротора уравнения движения имеют вид
где Задача характеризуется безразмерными параметрами
Параметр На рис. 42 представлены некоторые характерные результаты расчетов амплитуд перемещений диска и цапф при В отличие от линейной задачи расположение резонансных пиков, которые определяют истинные критические скорости, оказывается зависящим главным образом от нагруженности подшипника (от параметра Для тяжелонагруженных роторов влияние неуравновешенности ротора (параметр Уменьшение параметра Рис. 42 (см. скан) Величина параметра Квазистатический подход встречает в этом случае определенные трудности из-за того, что нагрузка на подшипники заранее неизвестна и определяется динамикой системы. Для приближенных оценок критических скоростей вертикальных роторов можно полагать [68], что нагрузка на каждый подшипник
т. е. равна половине центробежной силы вращающихся частей ротора, вычисленной без учета деформаций тел качения и ротора. На рис. 43 при «Подшипниковые» вибрации. Подшипники качения в роторных машинах являются источником так называемых подшипниковых вибраций с широким спектром частот (от нескольких Гц до десятков 1) наличие в подшипниках нескольких элементов, совершающих сложное движение с различными угловыми скоростями. Так, если внутреннее кольцо вращается с угловой скоростью
где
Рис. 43 Угловая скорость вращения тел качения относительно собственной оси равна
Групповое движение шаров со скоростью
где Периодическое изменение жесткости приводит к вынужденным колебаниям с частотой гсос с резонансом при 2) несовершенства подшипников качения, образовавшиеся на стадии их изготовления. К числу этих несовершенств относится разностенность внутреннего и наружного колец и разноразмерность тел качения, некруглость тел и дорожек качения (волнистость, шероховатость, огранка и т. п.), неуравновешенность колец и сепаратора. Некруглость характеризуется числом волн 3) несовершенства, возникающие при сборке роторной машины (например, перекосы колец), а также дефекты, появляющиеся в процессе эксплуатации (износы, загрязнение смазки, разрушение сепаратора и тел качения, посторонние включения и др.). Указанные причины, каждая в отдельности и в сочетании, приводят к сложным спектрам вибраций. В табл. 7 для частного случая, когда вращается только внутреннее кольцо (сон
Рис. 44 Создаваемые подшипниками качения возбуждения следует относить к разряду кинематических, когда исходным являются не нагрузки, а взаимные перемещения наружного и внутреннего колец подшипников. В настоящее время качество подшипников качения принято оценивать параметрами вибраций 7. Частоты подшипниковых вибраций и причины, их вызывающие (см. скан)
|
1 |
Оглавление
|