Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 5. ПРОИЗВОДНАЯСледующим основным понятием анализа является понятие производной. Разберем две задачи, из решения которых оно исторически возникло. Скорость. Во введении к этой главе мы уже определяли скорость свободно падающего тела. При этом мы пользовались предельным переходом от средней скорости на малых участках пути к скорости в данном месте в данный момент. Тот же прием может быть положен в основу определения мгновенной скорости при любом неравномерном движении. В самом деле, пусть функция
выражает зависимость пройденного материальной точкой пути
Средняя скорость
и тем точнее будет выражать истинную скорость в момент
отношения приращения пути к приращению времени, когда последнее стремится к нулю, оставаясь все время не равным ему. Чтобы вычислять скорость при разных законах движения, остается научиться находить этот предел для разных функций Касательная.К отысканию совершенно аналогичного предела приводит другая, на этот раз геометрическая, задача — о проведении касательной к произвольной плоской кривой. Пусть кривая С есть график функции Чтобы дать определение касательной, рассмотрим на кривой С (рис. 10) еще одну, отличную от А, точку А с абсциссой Величину
Для предельного положения должно быть
т. e. тангенс угла наклона касательной равен пределу отношения приращения функции
Рис. 10.
Рис. 11. Вот еще пример, сводящийся к отысканию аналогичного предела
Предел этого отношения при
Все три рассмотренные нами задачи, несмотря на то, что они относятся к различным областям человеческого знания: механике, геометрии, теории электричества, привели к одной и той же математической операции, которую нужно произвести над некоторой функцией. Надо найти предел отношений приращения функции к соответствующему приращению о плотности неравномерно распределенной массы и др. Ввиду исключительной роли, которую играет эта операция над функцией, она получила особое название — операция дифференцирования функции. Результат этой операции носит название производной. Итак, производная от функции Значение производной очевидно зависит от точки х, в которой оно найдено. Поэтому производная функции
Отметим еще другие принятые обозначения производной:
Следует заметить, что обозначение в самой записи выглядит как дробь, хотя читается как единый знак производной. В следующих параграфах числитель и знаменатель этой «дроби» приобретут для нас самостоятельный смысл, причем их отношение как раз будет совпадать с производной, что вполне оправдывает такую запись. Результаты рассмотренных выше примеров теперь можно сформулировать так. Скорость точки, для которой пройденный путь
Короче: скорость есть производная пути по времени. Тангенс угла наклона касательной к кривой
Сила тока
Сделаем следующее замечание. Скорость неравномерного движения в данный момент — это чисто физическое понятие, возникшее из практики. Человек пришел к нему в результате многочисленных наблюдений над различными конкретными движениями Изучение неравномерного движения тела на различных участках его пути, сравнение различных таких движений, происходящих одновременно, в частности, изучение явлений столкновений В механике, по определению, величина скорости тела, движущегося по закону Рассуждения в начале этого параграфа, с одной стороны, показали целесообразность введения операции получения производной, а с другой — разумно обосновали сформулированное выше определение скорости в данный момент. Таким образом, когда мы ставили вопрос об отыскании скорости движущейся неравномерно точки, мы, собственно говоря, имели только опытное представление о ее величине, но точного определения не имели. В результате соответствующего анализа мы пришли к точному определению величины скорости в данный момент — это производная от пути по времени. Полученный результат имеет весьма важное практическое значение, так как на основе этого определения наше опытное представление о скорости обогатилось еще возможностью ее вычисления. Сказанное, разумеется, относится и к силе тока и ко многим другим понятиям, выражающим скорость того или иного процесса (физического, химического и т. Обстоятельство, которое мы сейчас отметили, может служить примером многочисленных фактов подобного рода, когда практика приводит к определенному понятию, имеющему реальный смысл (скорость, работа, плотность, площадь и т. д.), а математика помогает это понятие четко определить, после чего мы получаем возможность оперировать данным понятием в нужных нам расчетах. Мы уже отмечали в начале главы, что понятие производной возникло прежде всего как результат многовековых усилий, направленных к решению задачи о проведении касательной к кривой и [нахождению скорости неравномерного движения. Подобные задачи и задача о вычислении площади, о которой речь будет впереди, интересовали математиков с древних времен. Все же еще в XVI в. постановка таких задач и методы их решения носили глубоко частный характер. Накопившийся в этом направлении обширный материал был приведен в систему и получил теоретическое завершение уже в XVII в. - в работах Ньютона и Лейбница. Очень большой вклад при построении основ современного анализа был внесен Эйлером. Впрочем Ньютон и Лейбниц и их современники логически мало обосновывали эти великие математические открытия; в способах их рассуждения и в понятиях, которыми они оперировали, с нашей точки зрения можно найти много неясного; да и сами Математики того времени это сознавали, о чем свидетельствуют ожесточенные дискуссии, которые происходили по этим вопросам между ними в письмах друг к другу. Математики того времени (XVII—XVIII вв.) особенно тесно связывали свою чисто математическую деятельность с исследовательской деятельностью в различных областях природы (физика, механика, химия, техника). Постановка математической задачи исходила, как правило, из практических потребностей или из желания разобраться в том или ином явлении природы. После того как задача была решена, она так или иначе подвергалась практической проверке, и именно это обстоятельство позволяло целесообразно направлять математические исследования.
|
1 |
Оглавление
|