2. Степени с рациональными показателями.
 
В § 1 были определены степени с любыми целыми показателями. Обобщим далее понятие 
 
нятие степени, введя степени с любыми рациональными показателями. Это обобщение тесно связано с понятием корня. 
Пусть  — рациональное число и а — положительное число.
 — рациональное число и а — положительное число. 
Запишем число  в виде дроби
 в виде дроби  , где
, где  — целые числа. Не теряя общности, можно считать, что
 — целые числа. Не теряя общности, можно считать, что  (например,
 (например,  
 
Нам надо определить выражение  так, чтобы сохранились все свойства степеней. В частности, должно выполняться равенство:
 так, чтобы сохранились все свойства степеней. В частности, должно выполняться равенство: 
 
Из него следует, что  надо определить как корень
 надо определить как корень  степени из
 степени из  
 
 
Мы ограничиваемся при этом арифметическими значениями корней При  получаем:
 получаем: 
 
Например, 
 
При  мы не определяем смысл выражения а
 мы не определяем смысл выражения а  
 
Ясно, что при определении (3) для выражения  выполняется соотношение (1).
 выполняется соотношение (1). 
В следующем пункте мы выведем свойства степеней с рациональными показателями. Нам понадобятся для этого следующие два утверждения. 
а) Если а и  — положительные числа, причем
 — положительные числа, причем  и если
 и если  — натуральное число, то
 — натуральное число, то  
 
Докажем это утверждение индукцией по  . При
. При  оно имеет место. Пусть уже доказано, что
 оно имеет место. Пусть уже доказано, что  . Умножая соответствующие части неравенств
. Умножая соответствующие части неравенств  получаем, что
 получаем, что  . В силу принципа математической индукции неравенство
. В силу принципа математической индукции неравенство  верно для всех натуральных значений
 верно для всех натуральных значений  
 
 
Другое доказательство этого неравенства следует из тождества 
 
(см. п. 5 § 1 гл. I). Если  то обе скобки в правой части равенства положительны и потому
 то обе скобки в правой части равенства положительны и потому 
 
Из свойства а) непосредственно вытекает следующее утверждение: 
б) Если а и  — такие положительные числа, что для некоторого натурального числа
 — такие положительные числа, что для некоторого натурального числа  имеем
 имеем  , то
, то  .
. 
В самом деле, если бы мы имели, например,  , то по свойству а) выполнялось бы неравенство
, то по свойству а) выполнялось бы неравенство  вопреки предположению.
 вопреки предположению. 
Каждое рациональное число можно различными способами записать в видедроби. Например,  Определение степени с рациональным показателем на первый взгляд зависит от способа записи показателя в виде дроби. Покажем, что это не так, то есть что для любого натурального числа
 Определение степени с рациональным показателем на первый взгляд зависит от способа записи показателя в виде дроби. Покажем, что это не так, то есть что для любого натурального числа  при
 при  выполняется равенство:
 выполняется равенство: 
 
Для этого возведем обе части равенства (4) в степень  . В силу свойства 5) степеней с натуральным показателем и равенства (1) имеем:
. В силу свойства 5) степеней с натуральным показателем и равенства (1) имеем: 
 
С другой стороны, по формуле (1), 
 
Таким образом,  степени обеих частей доказываемого равенства (4) совпадают. В силу утверждения б) отсюда вытекает справедливость равенства (4).
 степени обеих частей доказываемого равенства (4) совпадают. В силу утверждения б) отсюда вытекает справедливость равенства (4). 
Можно доказать, что определение (2) согласуется с физическим смыслом  степеней с показателем — (см. стр. 93).
 степеней с показателем — (см. стр. 93). 
Упражнения 
(см. скан)