Главная > Математический анализ. (Виленкин)
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Глава V. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА

§ 1. Комплексные числа в алгебраической форме

1. Развитие понятия о числе.

При изучении математики мы не однократно встречались с обобщением понятия числа. Первоначально под числами понимали лишь натуральные числа

Этих чисел достаточно для счета отдельных предметов. Кроме того, как мы знаем, множество натуральных чисел замкнуто относительно операций сложения и умножения — сумма и произведение натуральных чисел снова являются натуральными числами.

Однако разность двух натуральных чисел уже не всегда натуральное число. Чтобы сделать операцию вычитания неограниченно выполнимой, вводят числа нового вида — отрицательные целые числа, а кроме того, число нуль. В результате получается множество целых чисел. Это множество замкнуто относительно операций сложения, вычитания и умножения, то есть является числовым кольцом (см. п. 6 § I гл. I).

Следующий шаг в расширении множества чисел связан с желанием сделать выполнимой операцию деления на любое число, отличное от нуля. Этот шаг приводит к множеству всех рациональных чисел. Множество замкнуто уже относительно всех четырех арифметических операций — сложения, вычитания, умножения и деления (исключая, конечно, операцию деления на нуль). Оно является, таким образом, числовым полем.

Необходимость дальнейшего расширения множества чисел диктовалась двумя причинами. Одна связана с практическими приложениями математики — рациональных чисел недостаточно, чтобы выразить результаты любых измерений. Вторая причина является чисто алгебраической — в множестве рациональных чисел не имеют решений такие уравнения, как хотя коэффициенты этих уравнений — целые числа. И если введение действительных чисел позволяет выражать результаты любых измерений, то с задачей решения уравнений дело обстоит иначе. Уравнения и в множестве действительных чисел не имеют

решения. Поэтому возникает необходимость в дальнейшем расширении понятия числа. Этому расширению, приводящему к понятию комплексного числа, и посвящена данная глава.

Выясним сначала, какие общие требования предъявляются при расширении понятия о числе. Предположим, что мы уже имеем некоторое множество чисел Л, в котором определены те или иные арифметические операции (например, множество целых чисел с операциями сложения, вычитания и умножения). Для того чтобы получить более широкое числовое множество, мы берем некоторое новое множество В. Вообще говоря, оно может не содержать множество А. Но во всяком случае должно быть установлено взаимно-однозначное соответствие между элементами множества А и некоторой частью А множества В. После установления этого соответствия мы отождествляем элементы из А с соответствующими им элементами из А и можем рассматривать А как часть В.

Чтобы иметь право называть элементы множества В числами, надо определить в нем арифметические операции. Это определение не может быть произвольным — ведь некоторые элементы множества В соответствуют элементам исходного множества А, для которых арифметические операции уже определены. Ясно, что новое определение не должно противоречить исходному.

Уточним это требование. Пусть, например, в множестве А определена операция сложения и пусть соответствие между множеством А и частью А множества В имеет вид а—Тогда должно иметь место равенство:

Это равенство означает, что безразлично — сначала ли мы складываем , а потом берем элемент из В, соответствующий сумме, или сначала берем элементы из В, соответствующие a и b, а потом складываем их.

Чтобы сделать эти, несколько абстрактные рассмотрения более понятными читателю, напомним, как определяются рациональные числа, исходя из множества целых чисел (см. «Анализ», § I гл. I). Мы сначала вводим выражения где тип — целые числа, и объединяем в один класс такие выражения и что . После этого класс, содержащий выражение отождествляется с целым числом . Арифметические операции теперь вводятся по формулам

и т. д. При этом из равенств

видно, что эти определения не противоречат ранее введенным для целых чисел.

1
Оглавление
email@scask.ru