3. Метод введения нового неизвестного.
Наряду с методом разложения на множители часто применяется другой метод — введение нового неизвестного.
Рассмотрим следующий пример:
Если раскрыть скобки, то получится уравнение четвертой степени, решить которое довольно сложно. Мы поступим иначе. Обозначим через . Тогда
Поэтому уравнение (1) после введения нового неизвестного принимает вид:
Решая это квадратное уравнение, получаем, что его корни равны: .
Но Поэтому х удовлетворяет или уравнению или уравнению то есть совокупности уравнений:
Решая ее, получаем:
Метод, примененный для решения уравнения (1), в общем виде заключается в следующем.
Пусть дано уравнение и пусть функцию можно представить в виде так что уравнение записывается в виде
Введем новое неизвестное положив Тогда вместо уравнения (1) получаем уравнение относительно Докажем следующую теорему.
Теорема 6. Если а — один из корней уравнения один из корней уравнения , то является одним из корней уравнения , где Обратно, если — корень уравнения , то — один из корней уравнения
Доказательство. Пусть — корень уравнения где а — корень уравнения Тогда и потому
Таким образом, удовлетворяет уравнению
Обратно, пусть — корень уравнения . Тогда
Следовательно, а — корень уравнения Теорема доказана.
Из доказанной теоремы следует, что решение уравнения вида сводится к следующему: сначала находят корни уравнения после этого надо решить все уравнения Совокупность корней этих уравнений и дает решение уравнения (2).
Упражнение 9. Решить уравнения:
(см. скан)