3. Метод введения нового неизвестного.
Наряду с методом разложения на множители часто применяется другой метод — введение нового неизвестного.
Рассмотрим следующий пример:
Если раскрыть скобки, то получится уравнение четвертой степени, решить которое довольно сложно. Мы поступим иначе. Обозначим
через
. Тогда
Поэтому уравнение (1) после введения нового неизвестного
принимает вид:
Решая это квадратное уравнение, получаем, что его корни равны:
.
Но
Поэтому х удовлетворяет или уравнению
или уравнению
то есть совокупности уравнений:
Решая ее, получаем:
Метод, примененный для решения уравнения (1), в общем виде заключается в следующем.
Пусть дано уравнение
и пусть функцию
можно представить в виде
так что уравнение
записывается в виде
Введем новое неизвестное
положив
Тогда вместо уравнения (1) получаем уравнение относительно
Докажем следующую теорему.
Теорема 6. Если а — один из корней уравнения
один из корней уравнения
, то
является одним из корней уравнения
, где
Обратно, если
— корень уравнения
, то
— один из корней уравнения
Доказательство. Пусть
— корень уравнения
где а — корень уравнения
Тогда
и потому
Таким образом,
удовлетворяет уравнению
Обратно, пусть
— корень уравнения
. Тогда
Следовательно, а — корень уравнения
Теорема доказана.
Из доказанной теоремы следует, что решение уравнения вида
сводится к следующему: сначала находят корни
уравнения
после этого надо решить все уравнения
Совокупность корней этих уравнений и дает решение уравнения (2).
Упражнение 9. Решить уравнения:
(см. скан)