1.7. ПОНЯТИЕ О РАСЧЕТНОЙ СХЕМЕ
Расчетная схема является упрощенным представлением реальной детали, где сознательно не учитывается ряд менее важных с точки зрения проводимого расчета факторов, относящихся к конструктивным особенностям, характеру нагружения и закрепления этой детали. Так, сложный по своей конфигурации шатун двигателя внутреннего сгорания рассматривается как прямой брус, а коленчатый вал — как пространственный брус. Также упрощением является замена распределенной нагрузки сосредоточенной силой, замена реальной опоры катковой, шарнирной и т. п.
Необходимость схематизации объясняется тем, что расчет сравнительно простой детали с учетом всех конструктивных факторов даже в тех случаях, когда он принципиально возможен, практически не всегда приемлем ввиду громоздкости и сложности.
Иногда при расчетах одного и того же объекта пользуются расчетными схемами различной сложности, что позволяет произвести уточнение расчета, проведенного на основе более грубой схемы. В то же время одной и той же расчетной схеме может соответствовать много различных по своей конструкции и назначению реальных деталей.
Выбор расчетной схемы представляет важную и ответственную часть практического расчета. Вопросы выбора расчетной схемы рассматриваются в курсах деталей машин, проектирования и расчета на прочность самолетов, двигателей и т. д.
В курсе сопротивления материалов рассматриваются заранее выбранные расчетные схемы определенного вида, под которые могут быть подведены различные детали, имеющие форму бруса, и в некоторых случаях пластины и оболочки.