Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике О бщи й характер влияния сопротивления на движение снаряда легко понять, если рассмотреть влияние ряда последовательных мгновенных касательных импульсов, каждый из которых уменьшает скорость. Так как нормальное ускорение $\frac{v^{2}}{\rho}$, равное составляющей ускорения от силы тяжести, перпендикулярной к траектории, не претерпевает мгновенного изменения, то уменьшение $v$ обусловливает увеличение кривизны. Следовательно, траектория непрерывно отклоняется внутрь параболы, которую снаряд продолжал бы описывать, если бы сопротивление перестало действовать; в пределе движение стремится к вертикальному с некоторою предельною скоростью. Если мы обозначим через $2 l$ параметр „мгновенной параболы“, то на основании $\S 27$ получим: где $\phi$ есть угол наклона траектории к горизонгу. Следовательно, в случае незначительного касательного импульса мы получим: Полагая $\delta v=-f t t$, где $f$ есть ускорение (замедление), сообщаемое средой, мы имеем: Например, если то откуда что указывает на постепенное уменьшение параметра параболы. В частном случае, когда сопротивление пропорционально скорости, задачу можно решить до конца, применив уравнения в декартовых координатах, которые в этом случае независимы одно от другого. При обычном расположении осей (по горизонтали и вертикали) мы имеем: и Из первого из этих уравнений имеем: Если при $t=0$ будет $x=0, \frac{d x}{d t}=u_{0}$, то $C=u_{0}, \quad D=\frac{u_{0}}{k}$, откуда как в § 92 (8). мы видим, что его первый частный интеграл будет $\frac{d y}{d t}=-\frac{g}{k}$; следовательно, общий интеграл будет Интегрируя дальше, получим: Еил при $t=0$ будет $y=0, \frac{d y}{d t}=v_{0}, \quad$ то $C^{\prime}=\frac{g}{k}+v_{0}, \quad D^{\prime}=\frac{C^{\prime}}{k}$. Следовательно, Формула (10) показывает, что прямая линия где $V$ есть предельная скорость, представляег асимптоту траектории. Гипотеза об изменении сопротивления пропорционально квадрату скорости с практической точки зрения заслуживает предпочтения, но этот случай не так легко поддаегся математическому исследованию. В этом случае уравнения движения будут иметь вид: Так как $\frac{d x}{d t}=v \cos \phi$, то первое из уравнений можно представить в виде: откуда или если через $u_{0}$ обозначить горизонтальную скорость, соответствуюшую значению $s=0$. Легко видеть, что это равенство эквивалентно равенству (6). Вместо того чтобы применить дальше второе из уравнений (6), удобнее взять проекцию на нормаль. При обычном условии относительно знака $\rho$ мы имеем: Полагая получим: Если мы фиксируем наше внимание на том участке траектории, который проходит почти горизонтально, то мы можем заменить $s$ на $x$, причем разность будет второго порядка малости. Таким образом Интегрируя, найдем: Если мы предположим, что при $x=0$ будет $y=0, \frac{d y}{d x}=\operatorname{tg} a$, где, конечно, предполагается, что угол $\alpha$ мал, то и уравнение для почти горизонтальной траектории будет: Нами уже было замечено (§97), что $k=\frac{1}{a}$ представляет расстояние, на котором точка, подверженная действию только сопротивления, уменьшила бы свою скоростк в отношении $\frac{1}{e}$. Если величина $x$ в сравнении с этим расстоянием мала, то, разлагая показательную функцию в (26) в ряд, мы найдем: Первые два члена этого ряда дают параболическую орбиту, которую точка описывала бы при отсутствии сопротивления.
|
1 |
Оглавление
|