Главная > ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА. TОМ ВТОРОЙ (Г. ЛАМБ)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Многие из предыдущих примеров имеют ту общую особенность, что рассматриваемое твердое тело имеет только одну степень свободы; иными словами, различные положения, которые тело может занимать, можно определить-соответствующими значениями только одного переменного параметра или координаты в обобщенном смысле слова. Поэтому, в случае возможности применения уравнения энергии, его одного будет достаточно для полного оһределения характера движения при заданных начальных условиях.

Очевидно, что этот метод можно распространить на любую консервативную систему, в которой благодаря наложенным связям остается только одна степень свободы перемещения. Следовательно, этот вопрос заслуживает рассмотрения с более общей точки зрения.

Благодаря наложенным связям каждая точка $m$ системы может двигаться только взад или вперед по определенной траектории. Если $\theta$ есть переменное, характеризующее положение системы, а $\delta s$ – перемещение точки $m$ по своей траектории при приращении переменного на $\delta \theta$, то мы имеем:
\[
\delta s=a \hat{\delta} \theta,
\]

где $a$-коэфициент, зависящий вообще от данного положения (ө) системы, из которого начинается движение, и, разумеется, различный для разных точек системы. Следовательно, деля на $8 t$, мы получим скорость точки $m$ :
\[
v=\dot{s}=a \dot{\theta} .
\]

Поэтому кинетическая энергия будет
\[
\frac{1}{2} \sum m v^{2}=\frac{1}{2} A \dot{\theta}^{2},
\]

где
\[
A=\sum m a^{2},
\]

и суммирование распространяется на все точки системы.

Коэфициент $A$ называется \”коэфициентом инерции “ системы. Он существенно положителен. В общем случае он является функциею от $\theta$ и, следовательно, различен для разных положений системы.

Например, в случае твердого тела, движущегося в двух измерениях, если мы обозначим через $\theta$ угол, на который повертывается тело и который отсчитывается от некоторого определенного положения тела, то коэфициент $\alpha$ в равенстве (1) будет представлять расстояние точки $m$ от мгновенной оси вращения, и соответственно $A$ будет (обычно переменный) момент инерции относительно этой оси.

В качестве другого примера мы можем рассмотреть систему, состоящую из поршня, шатуна и махового колеса паровой машины. Пусть будут $I$ момент инериии махового колеса, а $M$ – масса поршнs. Мы пренебрежем для простоты инерцией шатуна. Определяя угол $\theta$, как указано на прилагаемом чертеже (фиг. 57), мы найдем для скорости поршня выражение $O R . \dot{\theta}$ („Статика“, § 15), и, следовательно, кинетическая энергия будет иметь значение:
\[
\frac{1}{2}\left(I+M \cdot O R^{2}\right) \dot{6}^{2} \text {. }
\]

Таким образом коэфициент инерции равен $I+M \cdot O R^{2}$. НаблюдаФиг. 57. телю, производящему опыты с маховвым колесом, будет казаться, что колесо имеет переменный момент инерции выщеуказанной величины.

Конфигурацию системы можно, однако, определить и расстоянием $O P$. Обозначив его через $x$, мы получим:
\[
\dot{x}=-O R \cdot \dot{\theta} .
\]

Тогда кинетическая энергия будет иметь выражение:
\[
\frac{1}{2}\left(M+\frac{I}{O K^{2}}\right) \dot{x}^{2} .
\]

При таком выборе координаты коэфициент инерции будет $M+\frac{I}{O R^{2}}$; он прелставляет инерцию поршня с учетом влияния махового колеса. В „мертвых“ точках, в которых будет $\theta=0$ или $\pi$, эта кажущаяся инерция ${ }^{1}$ ) становится бесконечною.
Мы приведем еще несколько примеров.
Пример 1. Рассмотрим вагон с массою $M$, имеющий $n$ одинаковых колес, каждое с массою $\mathrm{m}$.

Пусть будет радиус колеса равен $a$; обозначим его радиус инерции относительно центрл чере ${ }^{-} x$. Если вагон движется со скоростью $u$, то угловая скорость каждого колеса будет равна $\frac{u}{a}$; следовательно, кинетическай энергия вагона будет
\[
\frac{1}{2}\left\{M+n m\left(1+\frac{x^{2}}{a^{2}}\right)\right\} u^{2} .
\]
1) Ранкин (Rankine) называет ее также „приведенною инерциею“.

Выражение
\[
M+n m\left(1+\frac{x^{2}}{a^{2}}\right)
\]

представляет кажущуюся инерцию вагона.
ПРимер 2. Инерция спиральной пружины, поддерживающей груз, который совершает колебания в вертикальной плоскости (фиг. 5, стр. 29), может быть приближенно определена следующим образом.

Предположим, что пружина растянута равномерно 1), так что если в нерастянутой пружине какая-либо точка находилась от ее верхнего конца на расстоянии $z$, то при растяжении пружины под действием груза она опустится на $\frac{z}{l} x$, где $x$ обозначает перемещение груза в вертикальном направлении, а $l$ полную длину пружины. Если $m$ есть вся масса пружины, то масса элемента $\delta z$ ее длины будет равна $\frac{m \delta z}{l}$, а следовательно, ее кинетическая энергия будет
\[
\frac{1}{2} \frac{m i z}{l}\left(\frac{z}{l} \dot{x}\right)^{2} .
\]

Поэтому полная кинетическая энергия системы будет:
\[
\frac{1}{2} M \dot{x^{2}}+\frac{1}{2} \frac{m \dot{x}^{2}}{l^{3}} \int_{0}^{l} z^{2} d z=\frac{1}{2}\left(M+\frac{1}{3} m\right) \dot{x}^{2},
\]

где $M$ обозначает массу подвешенного груза. Таким образом инерцию пружины можно учесть, прибавив одну треть ее массы к массе груза.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru