Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ВАЛ С НЕПРЕРЫВНО РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ МАССАМИРассмотрим вал с непрерывно распределенными массами с концевыми шарнирными опорами (рис. 9). Пусть Величина
Рис. 9. Вал с распределенными массами Если, например, на участке вала длиной Величину В изогнутом положении вала на него действует распределенная нагрузка
Перерезывающая
где величина х, представляет собой переменную интегрирования
то
Из условия равенства нулю изгибающего момента в сечении
откуда
Внося значение
Полученное равенство выражает изгибающий момент в шарнирно опертой по концам балке при произвольной эпюре Для рассматриваемого случая
Последнее соотношение запяшем в более краткой форме:
где
Далее следует учесть основние уравнение изгиба вала
где Проинтегрировав обе части равенства в пределах от 0 до х, найдем
повторнв операцию, получим
В рассматриваемом случае
и
Подставив это равенство в уравнение (25), будем иметь
Это уравнение выражает прогибы вала при произвольном распределении изгибающего момента. Если учесть соотношение (23), то уравнение (27) можно представить в следующей форме:
где
Уравнение (28) представляет собой интегральное уравнение для определения критических угловых скоростей. Его решают методом последовательных приближений, причем в практических расчетах больше двух приближений не требуется (второе приближение — для контроля). Исходное приближение можно выбрать в виде плавной кривой, удовлетворяющей условиям
или
Окончательный результат не завн
Интегралы определяем приближенно по правилу трапеций. Первое приближение для определения критической угловой скорости находим
Это равенство (в приближенном расчете) не может быть справедливым для всех сечений, поэтому ограничиваются удовлетворением его лишь в сечении, где прогибы наибольшие. В рассматриваема случае можно принять в качестве такого сечення Тогда по соотношениям (32) и (33)
Для контроля можно привести Рис. 10. (см. скан) Схема вала компрессора Величину 1. К расчету критических частот вращения ротора (см. скан) Значение
Так определяют первую (наименьшую) критическую угловую скорость. Расчетные сечения нужно выбирать так, чтобы были огражеы релне изменения в распределении Пример. Определить первую критическую частоту вращения ротора центробежного компрессора, эскиз которого приведен на рис. 10. Частота вращения вала В табл. 1 приведены расстояния расчетных сечений х до левой опоры, значения
Рис. 11. Общий случай расчета критиче ских частот вращения двухопорного вала приближение, определенное по функции прогибов первого приближения Общий случай определении критической угловой скорости. Рассмотрим вал (ротор) переменного сечения (рис. 11) на двух шарнирных опорах, загруженный произвольно распределенными массами и моментами инерции. Массу, приходящуюся на единицу длины вала, обозначим В соответствии с формулами (10) и (11) на участок
и момент
Перерезывающая сила в сечении х
где
Введение единичных разрывных функций Изгибающий момент в сечении
Равенства (36) и (37) запишем в более краткой форме:
где
Из краевых условий
получаем с помощью равенств (38) и (39)
Теперь, учитывая равенства (42), запишем соотношение (39) в виде
причем
Уравнения (25) и (26) сохраняют силу. Используя зависимости (26) и (43), получаем
Из условий
получаем систему двух уравнений для нахождения
Определяя из этих уравнений
где
Для расчета требуется значение
где
Уравнение (49) решаем методом последовательных приближений. В качестве исходного приближения можно выбрать
Постоянная С несущественна для расчета. Для однообразия вычислений ее можно определить из условия
Если, например, наибольшее значение
В окончательной форме
Величины
где
Если требуется определить второе приближение, то вычисляют величину
И далее с помощью равенства (52)
Никаких новых вычислений для определения Определение второй и более высоких критических угловых скоростей. Рассмотрим сначала случай, когда гироскопическим моментом можно пренебречь. Для определения второй критической скорости вместо уравнения
где
В этом равенстве В качестве Исходное приближение при определении второй критической скорости можно выбирать произвольным, Например, предполагая, что узел расположен в сечении
и выбрать С таким, чтобы Последнее условие не является обязательным, но оно обеспечивает некоторую однотипность вычислений Величину
Равенство (57) можно представить в виде
где коэффициент
Такая структура формулы (60) объясняется тем, что форма прогибов, соответствующая второй критической скорости, должна удовлетворять условию ортогональности
Слагаемое При определении третьей критической угловой скорости приходится обеспечить условие ортогональности не только по отношению к первой форме, но и ко второй. Рассчитывают прогибы по уравнению
где
причем значение
Исходное приближение целесообразно выбрать так, чтобы оно, кроме точек закрепления, содержало два узла. Подобным способом можно определить более высокие критические скорости Однако для определения третьей критической скорости необходима повышенная точность расчета, а расчет четвертой и пятой скоростей практически затруднителен. В большинстве конструкций определение этнх критических скоростей не требуется, так как они лежат за проделами рабочих частот вращения. Перейдем к определению высоких критических угловых скоростей с учетом влияния гироскопических моментов дисков. При определении второй критической скорости следует принять во внимачие условие ортогональности в таком виде:
где Расчет ведем по уравнению (56) с учетом равенства (60) для
В этом равенстве
При очень сильном влиянии гироскопического момента дисков (например, при расположении дисков вблизи опор) может случиться, что при решении уравнения (49) расчет сводится к первой форме Вторая расчетная критическая скорость будет для такой системы первой действительной критической скоростью, с которой только и нужно считаться в дальнейшем. Пример. Определить вторую критическую частоту вращения ротора центробежного компрессора (по данным примера на с. 413). Определив по формуле (58) исходное приближение Первое приближение для второй критической скорости Рис. 12. (см. скан) Конструктивные схемы упругих опор: а — упругое кольцо с чередующимися выступами, б - пакет тонких колец; в — упругое кольцо с прорезями Расчет критических частот вращения с учетом упругости опор. Во многих практических задачах при расчете критических частот вращения роторов приходится учитывать упругость опор. Для роторов быстроходных машин с успехом применяют специальные упругие опоры, которые дают возможность перевести критические скорости в зону малых частот вращения, не используемых при рабочих режимах. Упругие опоры позволяют изолировать корпус от вибраций ротора и снизить нагрузки на подшипник.
Рис. 13. Упругое кольцо Применение упругих опор целесообразно сочетать с введением дополнительного демпфирования в систему за счет вытеснения масляного слоя при колебаниях и других видов трения (упругодемпфирующие опоры). Конструктивные схемы упругодемпфирующих опор показаны на рис. 12. Конструкция упругого кольца приведена на рис. 13, а основные размеры даны в табл. 2. Силы демпфирования оказывают значительное влияние на частотные характеристики системы, и при определении критических частот вращения ими можно пренебречь. Схема ротора на двух упругих опорах показана на рис. 14.
Рис. 14. Ротор на двух упругих опорах (кликните для просмотра скана) Прогибы (смещения) в опорах и силы реакции связаны соотношениями
где Знак минус в этих равенствах согласовывает положительные направления усилий и смещений (см. рис. 14). Если в опорах не учитывают присоединенные массы, то динамические жесткости опоры равны соответствующим статическим жесткостям:
где Для При выводе расчетного уравнения зависимости
где Из равенства (72) и (73) находим величины у (0) и (0) и получаем основное расчетное уравнение для ротора на упругих опорах
где
Необходимое для расчета значение
значение
Расчет по уравнению (74) ведут методом последовательных приближений. Если учитывают обычную упругость опор [формулы (71)], то такой расчет не содержит существенных отличий от рассмотренного ранее. Выбор первого приближения не влияет на окончательные результаты. В качестве первого приближения можно выбрать
При учете присоединенных масс величина Пример Определить первую критическую частоту вращения ротора турбомашины, эскиз которого показан на рис. 15, на жестких и упругих опорах. В соответствии с экспериментальными Рис. 15. (см. скан) Вал ротора нагнетателя данными жесткости опор приняты
При расчете методом последовательных приближений получено по уравнению (491 для жестких опор Вал с равномерно распределенной массой. Рассмотрим Эта задача имеет точное решение. Если
Форма прогибов, соответствующая критической угловой скорости, будет
В равенстве (79)
где Следочательно,
Из последнего равенства следует, что влияние гироскопического момента для высших критических угловых скоростей увеличивается. Наименьшая критическая угловая скорость вала в соответствии с равенством
Рис. 16. Вал с дисками Для вала постоянного сечения без присоединенных масс имеем
и тогда
Если отношение
Влияние начального дисбаланса для ротора с распределенными массами. Уравновешивание по собственным формам. Рассмотрим для простоты системы, для которых можно пренебречь влиянием гироскопических моментов дисков. При определении критических угловых скоростей использовали интегральное уравнение
Физический смысл этого уравнения таков: прогибы вала Очевидно, что уравнение (86) имеет решение Однако при некоторых значениях Эти решения (с точностью до множителя) и представляют собой формы прогибов при критических скоростях вращения (собственные формы или собственные функции). Следовательно, собственные формы удовлетворяют уравнениям
где Собственные формы
Прогиб Так как Рассмотрим теперь вал, имеющий начальный эксцентриситет расположенных на валу масс
Обозначим
Тогда уравнение (89) примет вид
Это уравнение выражает прогиб вала при любой угловой скорости
Для того чтобы определить коэффициент
Согласно условию ортогональности все интегралы, содержащие разные собственные формы, обращаются в нуль, но
Точно так же найдем
Коэффициенты Предположим теперь, что общий прогиб вала у также может быть представлен в виде
и требуется определить коэффициенты
Внося значения (94) и (92) в уравнение (91), получим
Так как величина
Учитывая, что из соотношений (87)
и подставляя эти зависимости в равенство (95), получим Последнее равенство возможно (для всех
откуда
Внося эти значения в ряд (94), получаем выражение для прогиба вала в рабочих условиях от начального дисбаланса
Из этой формулы следует: прогибы могут неограниченно возрастать при совпадении угловой скорости вала с одной из критических угловых скоростей; для устранения прогибов, связанных с данной критической угловой скоростью Расположение уравновешивающих грузов для устранения вибраций, связанных с первой критической угловой скоростью, показано на рис. 17.
Рис. 17. Расположение уравновешивающих грузов для устранения вибраций, связанных с первой критической угловой скоростью 3. Критические угловые скорости некоторых роторов (см. скан) Формулы (90) и (93) позволяют рассчитывать расположение начальных эксцентриситетов
Для гибких роторов (т. е. роторов, работающих при Более эффективным оказывается уравновешивание по собственным формам, сущность которого состоит в выполнении условия (97) для нескольких первых критических скоростей. Критические угловые скорости для некоторых роторов приведены в табл. 3.
|
1 |
Оглавление
|