Главная > Расчет на прочность деталей машин
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

КОНЦЕНТРАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ

Возле отверстий, галтелей, кольцевых выточек, у шпоночных и шлицевых пазов, у основания резьбы и в других местах, где резко меняется конфигурация детали, а также там, где одна деталь напрессовывается на другую, напряжения распределяются неравномерно, е. возникает концентрация напряжений.

Отношение наибольшего напряжения в зоне концентрации к номинальному напряжению называют коэффициентом концентрации напряжений:

или

Номинальные напряжения рассчитывают по формулам сопротивления материалов, максимальные методами теории упругости или же определяют экспериментально.

При растяжении пластины с отверстием в качестве номинального напряжения принимают

где о — напряжение по нагруженным сторонам пластины. Если то

Для пластины с двумя выточками (рис. 11) коэффициент концентрации напряжений зависит главным образом от отношения радиуса закругления дна выточки к ширине а также от отношения При величина Коэффициент концентрации напряжений в основании зуба зубчатого колеса (см. рис. 8, гл. 11) может быть представлен приближенной зависимостью

где S — ширина основания зуба; — радиус закруглений.

Рис. 10. Концентрация напряжений у отверстия

Чем резче меняется форма тела, тем больше коэффициент концентрации. Коэффициенты концентрации в правильно сконструированных и в надежно работающих деталях машин обычно не превосходят значений . В неудачных конструкциях они могут достигать значений и выше. При конструировании напряженных деталей машин необходимо предусматривать меры по снижению концентрации напряжений (подробнее см. гл. 28). Примеры правильного и неправильного

Рис. 11. Концентрация напряжений у выточки

Рис. 12. Неправильное (а) и правильное (б) выполнение конструктивных элементов

конструирования некоторых типичных элемен тов показаны на рис. 12

Большие местные напряжения воз никают также при передаче усилия с одной детали на другую, прижатую к ней небольшим участком поверхности, например в зонах соприкосно вения зубьев зубчатых колес, в шари ковых и роликовых подшипниках, в замковых соединениях рабочих лопаток турбомашин с диском и Такие напряжения называют контактными Так как с увеличением нагрузки размер контактной площадки увеличивается, то контактные напряжения возрастают медленнее, чем на грузка Для обеспечения контактной прочности материалы подвергают поверхностному упрочнению, повышающему их твердость (более подробно см гл 35)

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru