РАСЧЕТНЫЙ И ПОТРЕБНЫЙ НАТЯГИ
При проектировании соединений по заданной внешней нагрузке определяют расчетный натяг где — измеренные соответственно наружный диаметр вала и внутренний диаметр охватывающей детали. Диаметры измеряют по вершинам микронеровностей, которые затем при сборке частично обминаются, и потребный натяг принимают несколько большим расчетного
и по выбирают посадку В формуле — высоты микронеровностей сопрягаемых деталей (табл. 3).
Посадки следует назначать в системе отверстия. Систему вала можно использовать только в случаях, когда это оправдано конструктивными или экономическими соображениями (например, если необходимо получить разные посадки нескольких деталей с отверстиями на одном гладком валу).
Обоснованно посадку можно выбрать, используя вероятностный расчет. Распределение действительных размеров деталей по полю допуска таково, что предельные сочетания размеров встречаются редко. Можно считать, что работоспособность соединения будет обеспечена, если потребный иатяг будет больше минимального
4. Вероятностные натяги для различных посадок иатягом
(см. скан)
Используя соотношение (21), вычисляем расчетный натяг
Потребный натяг (минимальный)
По соотношению (28) вычисляем наибольший расчетный и потребный натяги при для колеса из стали 45:
По формулам (33) при Р 0,95 определяем характеристики рассеяния табличных натягов (табл. 4).
Из сравнения данных расчета с табличными следует, что условию работоспособности соединения будет удовлетворять посадка
Более точный выбор посадки можно осуществить, проводя расчет с учетом рассеяния характеристик материала деталей, внешней нагрузки, длины соединения и коэффициента трения.
После выбора посадки вычисляем усилие запрессовки, используя соотношения (1) и (21) при наибольшем вероятностном натяге мкм (см. табл. 4), а с использованием соотношений (2) и (21) при минимальном вероятностном натяге мкм определяем наименьший крутящий момент, передаваемый соединением.