Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ИЗГИБЕНапряжения при изгибе. На единицу ширины зуба действует нормальная нагрузка Под действием нормальной нагрузки Номинальное напряжение изгиба в опасном сечении можно определить по формулам сопротивления материалов. Расчетная схема зуба показана на рис. 28. Действующую по линии зацепления нагрузку
Рис. 26. Направленне действия сил трення: а — на ведомом зубе; изгибающую
напряжения сжатия
где
Рис. 27. Типичная поломка зуба при испытаниях на пульсаторе
Рис. 28. Схема зуба при расчете на изгиб Суммарные номинальные напряжения на растянутой стороне переходной кривой зуба
Формулу (120) можио привести к виду
где удельную расчетную окружную силу
здесь а — угол профиля исходного контура. Безразмерный коэффициент
называют коэффициентом, учитывающим форму зуба (коэффициентом формы зуба) при расчете номинальных Рис. 29. (см. скан) Интерференционные полосы при статическом изгибе модели зуба из оптически активного материала напряжений. В ряде прежних работ коэффициентом формы зуба называли обратную величину Из-за концентрации напряжений на переходной поверхности местные упругие напряжения
Местные упругие напряжения, возникающие в зубе при изгибе, могут быть определены как аналитическими методами [3], так и экспериментально, например методом фотоупругости (рис. 29). Наибольшие напряжения соответствуют наибольшей частоте полос и находятся у основания зуба на переходной поверхности. Максимальные местные напряжения
где Зависимость коэффициента Рис. 30. (см. скан) Зависимость коэффициента формы по местным напряжениям: Напряжения изгиба Для ведущего зуба опасным также может быть приложение нагрузки на кромке (в точке
Определив из геометрического расчета диаметр окружностей
по формуле
В развернутом виде для прямозубых передач
Для приближенной оценки теоретических коэффициентов концентрации напряжений можно пользоваться формулой
где По мере уменьшения плеча силы от
Более подробные сведения о коэффициентах формы зуба для передач с другими исходными контурами, а также о коэффициентах Пределы выносливости зубьев и запасы прочности. Разрушение от усталости начинается на растянутой стороне. Если зубья испытывают одностороннее нагружение, то цикл нагружения будет отнулевым. Если нагрузки на зуб последовательно прикладываются с разных сторон (например, у промежуточных шестерен) и величины их одинаковы, то цикл получается симметричным. При разных нагрузках по формулам (8) и (9) гл. 2 можно найти среднее Коэффициент запаса сопротивления усталости зуба определяют как отношение разрушающей нагрузки Доразр к действующей
Переходя с помощью формулы (121) к номинальным напряжениям, найдем
где Существуют два метода определения Оразр и запасов прочности. 1-й метод — по данным усталостных испытаний гладких образцов и образцов с надрезом; коэффициент запаса прочности для отнулевого цикла
для симметричного цикла
При разных нагрузках, действующих в ту и другую сторону,
где Эффективный коэффициент концентрации напряжений в зубе устанавливают сопоставлением результатов усталостных испытаний гладких образцов и образцов из того же материала и той же термообработки, но имеющих надрез по форме переходной поверхности зуба и подвергнутых поверхностной механической и химикотермической обработке. Зависимость между
где Для зубьев, подвергшихся нормализации, улучшению и поверхностной или объемной закалке, Если зубья подвергнуты поверхностной химико-термической обработке, то их напряженное состояние в значительной мере зависит от наведенных напряжений. В этом случае усталостные трещины зарождаются под упрочненным слоем. Эффект концентрации напряжений здесь уменьшается в связи с удалением очага разрушения от геометрического концентратора напряжений (переходной кривой). Для цементованных галтелей принимают 2-й метод — по данным усталостных испытаний непосредственно зубьев, как это принято в При объемной закалке зубьев Шлифование переходной поверхности зубьев снижает указанные значения Фактическое число циклов нагружения при работе на постоянном режиме
где а — число вхождений в зацепление каждой стороны зуба за один оборот; Предел выносливости
где
При расчете по формулам 350 принимают 5-10 циклов При меньшем числе циклов проводят расчет на малоцикловую усталость. При расчетах на выносливость зубчатых колес в общем машиностроении используют следующие значения коэффициента запаса прочности 1.8 — для отливок стальных или чугунных, термически не обработанных; 1,6 — для отливок стальных или чугунных, подвергнутых отжигу, нормализации или улучшению, 1,4 — для поковок стальных, подвергнутых нормализации или улучшению; 1.8 — для поковок стальных; зубья подвергнуты объемной закалке 2,2 — для поковок и отливок стальных, термически обработанных; зубья имеют твердую поверхность В передачах, где излом зубьев не допустим по условиям техники безопасности или связан со значительными производственными потерями, коэффициенты безопасности рекомендуется увеличивать на 50% по сравнению с приведенными выше. Для авиационных редукторов принимают При определении допускаемого напряжения изгиба
где Более детально рекомендации по выбору пределов выносливости зубьев, коэффициентов безопасьосги и других коэффициентов приведены в приложениях к Статическая прочность. Зуб проверяют также на статическую прочность при максимальной кратковременной перегр узке. При твердости сердцевины зубьев
принимают не ниже 1,25. Для стальных (твердость 350) и чугунных колес во избежание хрупкого разрушения запас прочности
принимают Повысить сопротивление усталости зуба на изгиб можно, увеличивая модуль зацепления, используя усиливающее ножку зуба положительное смещение или применяя более прочный материал. Для снижения динамических нагрузок повышают точность изготовления колес и вводят модификацию поверхности зуба. Для уменьшения концентрации нагрузки у торцов зуб делают бочкообразным. Повышение предела выносливости зубьев обеспечивается: упрочнением поверхности, которое достигается химикотермической обработкой и наклепом впадин; уменьшением шероховатости поверхности у основания зуба, для чего полезно, в частности, применять направленное полирование впадин (в плоскости, перпендикулярной оси колеса); в ответственных передачах применением стали электрошлакового переплава, в которой отсутствуют неметаллические включения. При нарезании зубьев не следует допускать уменьшения радиусов переходной поверхности. Использование зубыи, не шлифуемых у основания после закалки (с иоднутренной конфигурацией ножки), гарантирует отсутствие прижогов от шлифования, которые снижают предел выносливости. Следует добиваться возможно большей равнопрочности колеса и шестерни правильным подбором материалов и рациональным распределением смещений между зубьями. При проектировании высоконапряженных зубчатых передач целесообразно использовать специальный исходный производящий контур, возможности проектирования передач значительно расширяются при использовании обобщающих параметров [1].
|
1 |
Оглавление
|