РАСЧЕТ НА КОЛЕБАНИЯ
Колебания валов с присоединенными деталями и узлами возникают под действием внешних, постоянно действующих и периодически изменяющихся сил и связаны с упругой деформацией валов. Малые колебания около положения равновесия становятся опасными для работоспособности вала и конструкции в целом, когда частота возмущающей силы достигает какой-либо собственной частоты системы (наступает резонанс). Напряжения в вале при этом существенно возрастают и будут определяться в основном не внешней нагрузкой, а силами инерции колеблющихся масс.
На практике нередко наблюдаются изгибные (поперечные), крутильные
(угловые) и изгибно-крутильные колебания валов
Во избежание резонансных колебаний необходимо знать допустимый диапачоп (по частоте и оборотам) рабочих режимов, ограничиваемый частотой собственных колебаний системы
При расчетном определении частоты собственных колебаний вал с присоединенными дисками (зубчатыми колесами и т. принимают в виде стержня (балки) с соредоточенной массой (массами), шарнирно закреплечного жестких или упругих опорах. В приближенных расчетах массу вала приводят к массе диска (путем суммирования масс с учетом коэффициента приведения массы вала, зависящего от расположения опор и диска, а также вида колебаний).
Методика расчета частот собственных нзгибиых и крутильных колебаний систем изложена в гл. 21.
Для предотвращения резонансных колебаний валов и расширения рабочих режимов роторов практике применяют упругие и деформирующие опоры (см. гл. 22).