Главная > Расчет на прочность деталей машин
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Глава 6. СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С ГАРАНТИРОВАННЫМ НАТЯГОМ

Соединение деталей машин с натягом осуществляют за счет упругости от предварительной деформации деталей.

С помощью натяга — разности посадочных размеров сопрягаемых деталей — можно соединять детали как с цилиндрическими (рис. 1), так и с коническими поверхностями контакта.

Рис. 1. Соединение с натягом

Основное применение имеют цилиндрические соединения с натягом, называемые часто поессовыми Эти соединения просты в изготовлении, обеспечивают хорошее центрирование сопрягаемых деталей, могут воспринимать значительные статические и динамические нагрузки (радиальные и осевые).

Основные недостатки соединений: сложность демонтажа, возможность повреждения посадочных поверхностей при разработке, ограниченность несущей способности, особенно при наличии вибраций, возникновение фрет-тинг-коррозии, связанной с взаимными микросмещениями деталей, концентрацией напряжений.

Взаимное смещение деталей в прессовых соединениях предотвращается за счет сил трения на поверхностях контакта, поэтому нагрузочная способность соединений определиется преимущественно натягом, который назначают в соответствии с посадками, установленными ГОСТ 25347-82.

Однако возможны случаи, когда посадка не может быть реализована в конструкции по условиям прочности. Поэтому при проектировании соединений должны быть удовлетворены как требования неподвижности соединений, так и условия прочности деталей.

УСЛОВИЯ НЕПОДВИЖНОСТИ и КОНТАКТНЫЕ ДАВЛЕНИЯ В СОЕДИНЕНИЯХ

Для обеспечения неподвижности соединений средние (номинальные) контактные давления должны быть такими, чтобы силы трения превышали внешние сдвигающие силы.

При нагружении осевой силой А (рис. 2)

при нагружении крутищим моментом

при совместном действии осевой силы и крутящего момента

В формулах — коэффициент запаса сцепления, обычно принимают — коэффициент трения; — соответственно диаметр и длина посадочной поверхности.

Рис. 2. К расчету соединений с гарантированным натягом

Значения коэффициентов трения для прессовых соединений даны в табл. 1. При сборке стальных и чугунных деталей гидропрессованием (с подводом масла) принимают

Для соединений, работающих при переменной внешней нагрузке с частотой Гц, значения коэффициентов трения следует понижать на 30—40%.

Из формул (1) и (3) следует, что несущая способность соединений при статических (постоянных) нагрузках определяется номинальными (средними) контактными давлениями. Эти давления зависят от натяга в соединении и условий работы (температурных и др.).

1. Значения коэффициентов трення (сцепления) при посадках с гарантированным натягом (охватываемая деталь из стали)

(см. скан)

Рис. 3. Соединения колец

Соединения тонкостенных колец (рис. 3). Контактное давление определяют из условия совместности перемещений колец 1 и 2.

где — диаметральный натяг. Радиальные перемещения колец

где — контактное давление; А, — коэффициент радиальной податливости кольца — номер кольца);

где — радиус срединной поверхности кольца толщиной — модуль упругости материала кольца. Из соотношения (4) и (5) следует:

а изменение радиуса кольца после запрессов

Изменение диаметров свободной поверхности необходимо учитывать при посадке подшипников на валы, так как излишний иатяг может не только существенно уменьшить радиальный зазор в подшипниках, но и привести к защемлению тел качения.

Окружное напряжение для тонких колец

где — относительная деформация колец;

Наибольший допустимый натяг в соединении из условия появления допустимых пластических деформаций

где — наименьшее значение (из двух) предела текучести материала кольца ).

Если соединение будет работать при повышенной температуре, то произойдет расширение колец и натяг в соединении изменится на величину

и станет равным

где — соответственно коэффициент линейного расширения и изменение температуры кольца; — первоначальный натяг.

В этом случае контактное давление

Окружные напряжения и наибольший натяг в соединении при повышенной температуре можно вычислить по формулам (9) и (10), подставляя в них значения соответствующие рабочей температуре.

Если то при найдем температуру, при которой иатяг в соединении исчезает:

Если кольца вращаются вокруг продольной оси с угловой скоростью

то радиальные смешения колец от центробежных сил

где — плотность материала кольца.

Изменение натяга составит

Так как отношение для большинства материалов (сталь, сплавы титана, алюминия и др.) приблизительно одинаково, то

Из соотношения (17) следует, что во вращающихся соединениях обычно происходит уменьшение натяга.

Угловая скорость (предельная), при которой натяг исчезнет (освобождающая частота вращения),

Соединения дисков и толстостенных цилиндров (рис. 4). После запрессовки дисков (цилиндров) возникнут контактные давления которые для деталей одинаковой ширины (длины) можно считать постоянными в зоне контакта.

Условия совместности перемещения дисков описываются соотношением (4), а связь радиальных смещений с давлениями в зоне контакта — зависимостями (5).

Используя решения, приведенные в гл. 16, коэффициенты радиальной податливости дисков 1 и 2 можно записать в виде

где — коэффициенты;

В отношениях (19) и — диаметры деталей (см. рис. 4); — коэффициенты Пуассона.

Контактное давление связано с натягом, как и прежде, соотношением (7). С учетом равенств (19) и (20) получим

В табл. 2 приведены значения коэффициентов для стальн х деталей.

Уменьшение внутреннего диаметра охватываемой детали

а увеличение наружного диаметра охватывающей детали

Напряжения в первом диске (цилиндре)

Рис. 4. Соединения дисков (цилиндров

2. Значения коэффициентов для стальных деталей

(см. скан)

Напряжения во втором диске (цилиндре)

— диаметр сечения, в котором вычисляют напряжения.

Изменение напряжений в деталях соединений с натягом показано на рис. 5. Наибольшие напряжения возникают с внутренней поверхности охватывающей детали Условие отсутствия пластических деформаций

Рис. 5. Напряжения в прессовом соединении дисков

Наибольшие давления в зоне контакта

и наибольший расчетный натяг в соединении (по условию возникновения пластических деформаций)

Если соединение подвержено действию повышенных температур, то последовательность расчета в этом случае сохраняется такой же, как и для колец.

Для вращающихся относительно продольной оси соединений дисков уменьшение натяга при составит

где — коэффициент Пуассона,

Контактное давление в соединении

Угловая скорость, при которой натяг в соединении исчезнет

Соединения дисков и валов. Если сопрягаемые детали имеют различную

Рис. 6. Сеточная разметка и распределение контактных напряжений в соединениях с натягом

длину, то контактные давления распределяются по посадочной поверхности неравномерно.

На рис. 6 показано распределение давлений по длине соединений стальных валов и втулок (дисков) при диаметральном натяге мкм. полученное из численного решения контактных задач (см. гл. 26 и 29). Наибольшие давления концентрируются вблизи краев втулок, что связано с влиянием выступающих концов вала, затрудняющих его деформацию в пределах соединения.

При уменьшении толщины втулки и, как следствие, увеличении ее радиальной податливости наблюдается снижение теоретического коэффициента концентрации напряжений (рис. 7; — номинальное контактное давление, вычисляемое по формуле (21)).

С увеличением длины втулки (толщины диска) от до значение максимального контактного давления на кромке возрастает на 30—40% (большие значения соответствуют толстостенным втулкам).

Значения максимальных контактных давлений у торцов ступенчатых втулок практически такие же, как и в соединениях с цилиндрическими втулками соответствующих толщин.

В соединениях стальных валов с дисками (втулками) из чугуна (модуль упругости приблизительно на 30% ниже, чем для соединений со стальными дисками.

Рис. 7 Теоретический коэффициент концентрации напряжений в соединении с гарантированным натягом

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru