Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 6. СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С ГАРАНТИРОВАННЫМ НАТЯГОМСоединение деталей машин с натягом осуществляют за счет упругости от предварительной деформации деталей. С помощью натяга — разности посадочных размеров сопрягаемых деталей — можно соединять детали как с цилиндрическими (рис. 1), так и с коническими поверхностями контакта.
Рис. 1. Соединение с натягом Основное применение имеют цилиндрические соединения с натягом, называемые часто поессовыми Эти соединения просты в изготовлении, обеспечивают хорошее центрирование сопрягаемых деталей, могут воспринимать значительные статические и динамические нагрузки (радиальные и осевые). Основные недостатки соединений: сложность демонтажа, возможность повреждения посадочных поверхностей при разработке, ограниченность несущей способности, особенно при наличии вибраций, возникновение фрет-тинг-коррозии, связанной с взаимными микросмещениями деталей, концентрацией напряжений. Взаимное смещение деталей в прессовых соединениях предотвращается за счет сил трения на поверхностях контакта, поэтому нагрузочная способность соединений определиется преимущественно натягом, который назначают в соответствии с посадками, установленными ГОСТ 25347-82. Однако возможны случаи, когда посадка не может быть реализована в конструкции по условиям прочности. Поэтому при проектировании соединений должны быть удовлетворены как требования неподвижности соединений, так и условия прочности деталей. УСЛОВИЯ НЕПОДВИЖНОСТИ и КОНТАКТНЫЕ ДАВЛЕНИЯ В СОЕДИНЕНИЯХДля обеспечения неподвижности соединений средние (номинальные) контактные давления должны быть такими, чтобы силы трения превышали внешние сдвигающие силы. При нагружении осевой силой А (рис. 2)
при нагружении крутищим моментом
при совместном действии осевой силы и крутящего момента
В формулах — коэффициент запаса сцепления, обычно принимают — коэффициент трения; — соответственно диаметр и длина посадочной поверхности.
Рис. 2. К расчету соединений с гарантированным натягом Значения коэффициентов трения для прессовых соединений даны в табл. 1. При сборке стальных и чугунных деталей гидропрессованием (с подводом масла) принимают Для соединений, работающих при переменной внешней нагрузке с частотой Гц, значения коэффициентов трения следует понижать на 30—40%. Из формул (1) и (3) следует, что несущая способность соединений при статических (постоянных) нагрузках определяется номинальными (средними) контактными давлениями. Эти давления зависят от натяга в соединении и условий работы (температурных и др.). 1. Значения коэффициентов трення (сцепления) при посадках с гарантированным натягом (охватываемая деталь из стали) (см. скан)
Рис. 3. Соединения колец Соединения тонкостенных колец (рис. 3). Контактное давление определяют из условия совместности перемещений колец 1 и 2.
где — диаметральный натяг. Радиальные перемещения колец
где — контактное давление; А, — коэффициент радиальной податливости кольца — номер кольца);
где — радиус срединной поверхности кольца толщиной — модуль упругости материала кольца. Из соотношения (4) и (5) следует:
а изменение радиуса кольца после запрессов
Изменение диаметров свободной поверхности необходимо учитывать при посадке подшипников на валы, так как излишний иатяг может не только существенно уменьшить радиальный зазор в подшипниках, но и привести к защемлению тел качения. Окружное напряжение для тонких колец
где — относительная деформация колец; Наибольший допустимый натяг в соединении из условия появления допустимых пластических деформаций
где — наименьшее значение (из двух) предела текучести материала кольца ). Если соединение будет работать при повышенной температуре, то произойдет расширение колец и натяг в соединении изменится на величину
и станет равным
где — соответственно коэффициент линейного расширения и изменение температуры кольца; — первоначальный натяг. В этом случае контактное давление
Окружные напряжения и наибольший натяг в соединении при повышенной температуре можно вычислить по формулам (9) и (10), подставляя в них значения соответствующие рабочей температуре. Если то при найдем температуру, при которой иатяг в соединении исчезает:
Если кольца вращаются вокруг продольной оси с угловой скоростью то радиальные смешения колец от центробежных сил
где — плотность материала кольца. Изменение натяга составит
Так как отношение для большинства материалов (сталь, сплавы титана, алюминия и др.) приблизительно одинаково, то
Из соотношения (17) следует, что во вращающихся соединениях обычно происходит уменьшение натяга. Угловая скорость (предельная), при которой натяг исчезнет (освобождающая частота вращения),
Соединения дисков и толстостенных цилиндров (рис. 4). После запрессовки дисков (цилиндров) возникнут контактные давления которые для деталей одинаковой ширины (длины) можно считать постоянными в зоне контакта. Условия совместности перемещения дисков описываются соотношением (4), а связь радиальных смещений с давлениями в зоне контакта — зависимостями (5). Используя решения, приведенные в гл. 16, коэффициенты радиальной податливости дисков 1 и 2 можно записать в виде
где — коэффициенты;
В отношениях (19) и — диаметры деталей (см. рис. 4); — коэффициенты Пуассона. Контактное давление связано с натягом, как и прежде, соотношением (7). С учетом равенств (19) и (20) получим
В табл. 2 приведены значения коэффициентов для стальн х деталей. Уменьшение внутреннего диаметра охватываемой детали
а увеличение наружного диаметра охватывающей детали
Напряжения в первом диске (цилиндре)
Рис. 4. Соединения дисков (цилиндров 2. Значения коэффициентов для стальных деталей (см. скан) Напряжения во втором диске (цилиндре)
— диаметр сечения, в котором вычисляют напряжения. Изменение напряжений в деталях соединений с натягом показано на рис. 5. Наибольшие напряжения возникают с внутренней поверхности охватывающей детали Условие отсутствия пластических деформаций
Рис. 5. Напряжения в прессовом соединении дисков Наибольшие давления в зоне контакта
и наибольший расчетный натяг в соединении (по условию возникновения пластических деформаций)
Если соединение подвержено действию повышенных температур, то последовательность расчета в этом случае сохраняется такой же, как и для колец. Для вращающихся относительно продольной оси соединений дисков уменьшение натяга при составит
где — коэффициент Пуассона, Контактное давление в соединении
Угловая скорость, при которой натяг в соединении исчезнет
Соединения дисков и валов. Если сопрягаемые детали имеют различную
Рис. 6. Сеточная разметка и распределение контактных напряжений в соединениях с натягом длину, то контактные давления распределяются по посадочной поверхности неравномерно. На рис. 6 показано распределение давлений по длине соединений стальных валов и втулок (дисков) при диаметральном натяге мкм. полученное из численного решения контактных задач (см. гл. 26 и 29). Наибольшие давления концентрируются вблизи краев втулок, что связано с влиянием выступающих концов вала, затрудняющих его деформацию в пределах соединения. При уменьшении толщины втулки и, как следствие, увеличении ее радиальной податливости наблюдается снижение теоретического коэффициента концентрации напряжений (рис. 7; — номинальное контактное давление, вычисляемое по формуле (21)). С увеличением длины втулки (толщины диска) от до значение максимального контактного давления на кромке возрастает на 30—40% (большие значения соответствуют толстостенным втулкам). Значения максимальных контактных давлений у торцов ступенчатых втулок практически такие же, как и в соединениях с цилиндрическими втулками соответствующих толщин. В соединениях стальных валов с дисками (втулками) из чугуна (модуль упругости приблизительно на 30% ниже, чем для соединений со стальными дисками.
Рис. 7 Теоретический коэффициент концентрации напряжений в соединении с гарантированным натягом
|
1 |
Оглавление
|