Главная > Расчет на прочность деталей машин
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Глава 5. ШПОНОЧНЫЕ И ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

В машиностроении применяют ненапряженные соединения (с помощью призматических и сегментных шпонок, Рис. 1) и напряженные соединення (с помощью клиновых шпонок). Шпонки этих типов стандартизованы, их Размеры выбирают по ГОСТам.

Основной недостаток соединений — отсутствие взаимозаменяемости и, как следствие, необходимость ручной пригонки или подбора.

Наибольшее применение имеют соединения с призматическими шпонками. Такие соединения в сравнении с напряженными более технологичны (легкий монтаж и демонтаж) и обеспечивают

Рис. 1. Основные типы шпоночных соединений: а — с призматической шпоикой, б - с сегментной шпонкой

1. Шпонки призматические обыкновенные (по ГОСТ 23360 — 78). Размеры, мм (см. скан)

лучшее центрирование деталей. Призматические шпонки имеют прямоугольное сечение с отношением высоты к ширине от (для валов малых диаметров) до (для валов больших диаметров, табл. Глубина врезания шпонки в вал составляет

Рабочими у призматических шпонок ивляются боковые узкие грани. В радиальном направлении предусмотрен зазор. В ответственных шпоночных соединениях сопряжения дна паза с боковыми сторонами выполняются по радиусу. Материал шпонок — чистотянутая

2. Допускаемые напряжения смятия для шпоночных соединений в подъемно-транспортном машиностроении

(см. скан)

сталь с пределом прочности

Основным для соединений с призматическими шпонками является условный расчет на смятие (упругопластическое сжатие в зоне контакта).

Если принять для упрощения, что нормальные напряжения (давления) в зоне контакта распределены равномерно и плечо главного вектора давлений равно (где — диаметр вала), то

где — рабочая длина шпонки; — глубина врезания шпонки в ступицу; - допускаемое напряжение на смятие.

По формуле (1) обычно проверяют напряжения в зоне контакта или вычисляют предельный крутящий момент.

При необходимости по формуле (1) можно вычислить длину шпонки, однако обычно ее принимают в соответствии с длиной ступицы.

Проверку прочности шпонок на срез обычно не проводят, так как это условие удовлетворяется при использовании стандартных сечений шпонок и рекомендуемых значений [а]см.

Если условие (1) не выполняется, то в конструкции можио применить две Шпонки, установив их под углом 120 или 180°.

Сегментные шпонки благодаря более Глубокой посадке практически не имеют перекоса под нагрузкой; они взаимозаменяемы. Однако глубокий ослабляет вал, и сегментные шпоики используют преимущественно для закрепления деталей на концах валов (или других малонагружеьных участках вала).

Расчет соединений с сегментными шпонками также проводят по формуле принимая (см. рис. 1, б).

Допускаемые напряжения в неподвижных шпоночных соединениях

где — предел текучести наиболее слабого материала детали (вала, шпонки или ступицы); — коэффициент безопасности; при точном учете нагрузок в остальных случаях

Если шпонки изготовлены из чистотянутой стали то принимают (меньшие значения — для ступиц из чугуиа и алюминиевых сплавов).

В редукторостроении для шпонок из стали 45 принимают (см. [2] к гл. 6): — при непрерывном использовании редукторов с полной нагрузкой;

— при среднем режяме использования редукторов; — при предельных статических нагрузках.

В подъемно-транспортном машиностроении принимают по данным табл. 2.

Для ступиц из текстолита и древесно-слоистых пластиков

Если шпонки используют в качестве направляющих при осевом перемещении деталей под нагрузкой (подвижные шпоночные соединения), то допускаемые контактные давления в соединении ограничивают во избежание заедания и уменьшения износа. При незакаленных поверхностях и малой скорости перемещения принимают

Применение шпоночных соединений для быстровращающихся, динамически нагруженных валов ответственного назначения не рекомендуется.

1
Оглавление
email@scask.ru