Глава 10. ПРУЖИНЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В машиностроении распространены витые цилиндрические и специальные пружины.
Основными материалами для пружин являются высокоуглеродистые стали 65, 70, марганцовистая сталь кремнистая сталь (рабочие температуры для этих сталей от —60 до + 120°С), хромованадиевая сталь (рабочая температура от —180 до +250 °С) и др. (табл. 1).
Пружины, работающие в химически активной среде, изготовляют из цветных сплавов.
Для изготовления пружин в основном применяют стальную углеродистую проволоку диаметром от 0,2 до 5 мм. Эта проволока в соответствии с. ГОСТ 9389-75 выпускается четырех классов:
Большие значения имеет проволока меньшего диаметра.
Контроль готовых пружин включает внешний осмотр для выявления видимых невооруженным глазом поверхностных дефектов (трещины, заусенцы, риски и т. п.), изменений размеров (наружного и внутреннего диаметров, длины в свободном состоянии и отклонение оси от перпендикуляра к торцовой плоскости) и твердости (обычно 40-48 HRCB). Контроль пружин проводят, как правило, выборочно.
Пружины особо ответственного назначения, помимо сплошного контроля, подвергают технологическим испытаниям пробным грузом для оценки их упругих свойств и др. Клапанные пружины выборочно испытывают на сопротивление усталости. Для защиты поверхности витков от окисления пружины ответственного назначения покрывают лаком или промасливают, а пружины особо ответственного назначения оксидируют, наносят цинковое или кадмиевое покрытие.
(кликните для просмотра скана)