ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ И РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
Статическая грузоподъемность подшипников. Подшипники ряда машин периодически подвергаются действию нагрузок при отсутствии вращения.
Статическая грузоподъемность (допустимая нагрузка) невращающегося подшипника назначается из условия, что остаточная деформация тел качения и колец под этой нагрузкой не превысит допустимую
(здесь
— диаметр тела качения).
Значения статической грузоподъемности для подшипников различных типов и серий даны в каталогах [4].
Если подшипник нагружен одновременно радиальной и осевой силами, то эквивалентная статическая нагрузка для радиальных и радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников принимается большей из расчета по следующим формулам:
3. Значения коэффициентов X, и У,
(см. скан)
где
— коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок (табл. 3).
Выбранный подшипник по статической грузоподъемности должен удовлетворять условию
где
— статическая грузоподъемность подшипника. Подшипники, работающие с частотой вращения
и рассчитанные на сравнительно небольшой ресурс, необходимо также проверять на статическую грузоподъемность, так как допустимая нагрузка, определенная из условия долговечности, для малого ресурса может оказаться больше статической грузоподъемности подшипника.
Для упорных и упорно-радиальных подшипников эквивалентная статическая нагрузка принимается большей из расчета по следующим формулам:
Выбранный подшипник должен удовлетворять условию
Динамическая грузоподъемность подшипников. Усталостное выкрашивание поверхностей качения является типичным отказом подшипников в работе.
Расчет подшипников основан на известном уравнении кривой усталости
где
— переменное напряжение цикла;
— число циклов изменения этих напряжений до разрушения детали (образца);
и
— постоянные величины, зависящие от свойств материала и состояния поверхности детали.
Так как контактные напряжения в подшипниках нелинейно связаны с действующей нагрузкой
то расчет удобнее вести по действующей на подшипник нагрузке,
В этом соотношении А — коэффициент, зависящий от радиуса кривизны соприкасающихся тел, распределения нагрузки между телами качения, коэффициента Пуассона и модуля упругости материала деталей подшипника;
— знаменатель показателя степени
— для шарикоподшипников;
— для роликоподшипников).
4. Значения коэффициента качества
(см. скан)
Так как число циклов нагружения (неодинаковое для точек тел качения и дорожек качения) зависит от числа оборотов за время работы подшипника
то, подставляя последние соотношения в уравнение (13), получим
где В — коэффициент, зависящий от числа тел качения, среднего диаметра подшипника, диаметра тел качения и угла контакта;
— долговечность, млн. оборотов.
Обозначая
найдем
где С — динамическая грузоподъемность, Н;
— показатель степени, на основании экспериментальных данных:
при начальном точечном контакте (для шарикоподшипников);
при начальном линейном контакте (для роликоподшипников);
— долговечность,
; Р — Динамическая эквивалентная нагрузка, Н;
— частота вращения подшипника,
По физическому смыслу динамическая грузоподъемность С эквивалентна радиальной нагрузке, которую подшипник может выдержать в течение базового числа оборотов
.
На основании экспериментальных исследований установлены зависимости для динамической грузоподъемности подшипников, аналогичные по структуре соотношениям для статической
узоподъемиости.
Значение динамической грузоподъемности для подшипников различных типов и серий нулевого класса точности приведены
каталогах и справочниках по подшипникам [4].
Для подшипников, изготовляемых по более высокому классу точности, чем нулевой, из стали повышенной чистоты с бомбинированиыми роликами, динамическая грузоподъемность принимается по справочнику-каталогу, но с учетом коэффициента качества (табл. 4),
е.
где С — динамическая грузоподъемность используемого подшипника; Скат — динамическая грузоподъемность подшипника по справочнику-каталогу; Ккач — коэффициент качества.
Если в указанном справочнике-каталоге не приведен используемый подшипник или не приведена его динамическая грузоподъемность, то она определяется по зависимостям, установленным на основании результатов экспериментальных исследований подшипников различных типов [4].
Если подшипниковый узел содержит несколько одинаковых подшипников, подобранны так, что нагрузка между ними распределяется равномерно, то общую динамическую грузоподъемность подшипникового узла Ст. определяют по формуле
где I — число одинаковых подшипников в опоре, С — динамическая грузоподъемность подшипника.
Для расчета потребной динамической грузоподъемности необходимо знать эквивалентную нагрузку на подшипник.