ИЗНАШИВАНИЕ СОЕДИНЕНИЙ
Шлицевые соединения выходят из строя в основном вследствие изнашивания боковых (рабочих) поверхностей шлицев (зубьев). Изнашивание наблюдается в шлицевых рессорах, передающих крутящий момент от одного агрегата к другому, в карданных валах, в соединениях валов и зубчатых колес и др.
Изнашивание зубьев связано с практически неизбежными циклическими смещениями деталей соединения под действием радиальной нагрузки, в результате несовпадения или взаимного наклона осей при действии крутящего момента. Начальный монтажный перекос может возрастать в работе за счет тепловых деформаций, изменения взаимного расположений деталей под нагрузкой и т. д.
Изнашивание шлицевых соединений происходит более интенсивно при развитии на рабочих гранях контактной коррозии, которая появляется даже в соединениях с высокой твердостью рабочих поверхностей
и при сравнительно невысоких средних контактных напряжениях
Условный расчет на износостойкость можно проводить по допускаемой удельной мощности трения (мощности трения, отнесенной к
контактной поверхности шлицев)
Если принять, что ось шлицевого вала в результате моитажа или под нагрузкой получила перекос на угол
(рад) по отношению к оси охватывающей втулки (ступицы колеса), то наибольшее взаимное смещение точек зубьев на однн оборот составит
где
— соответственно длнна и средний диаметр соединения, мм.
Скорость относительного скольжения, мм/с,
а удельная мощность трения
где
частота вращения шлицевого вала,
коэффициент трения;
среднее контактное давление в соединении при
Обычно в удовлетворительно работающих соединениях рессор при твердости поверхностей деталей
углах перекоса
рад) и бедной смазке
а при обильной смазке
.
Допустимый угол перекоса в шлицевых соединениях по условиям износостойкости
где
— допускаемая мощность трения,
Можно принимать
при бедной смазке (масляный туман и др.) соединений;
для соединений при обильной смазке.
Если затрачиваемая на трение мощность
при обильной смазке и
при бедной смазке, то изнашивание в соединениях практически не наблюдается при неограниченно большом числе циклов нагружения.
Из соотношения (8) следует, что допустимый угол перекоса деталей в соединении может быть увеличен за счет снижения контактных давления и коэффициента трения. Для снижения коэффициента трения применяют различные гальванические покрытия (никелевое, медное, серебряное, кадмиевое, окисное и др.). Толщина слоя металлических покрытий 6—15 мкм. Для повышения износостойкости применяют также покрытия из твердых смазок на основе дисульфида молибдена и другие, зазоры заполняют термопластичными полимерами типа эпоксидных и фенольных смол.
Повышение износостойкости наблюдается при использовании твердых и жидких смазок (особенно в случае непрерывной подачи в зону контакта масла, стабилизирующего тепловой режим).
Эффективным оказывается также применение химико-термической и упрочняющей обработки для повышения износостойкости.
Азотированию подвергают шлицевые валы (рессоры) из сталей
Толщина азотированного слоя
мм, твердость азотированной поверхности для стали
(в сердцевине
валы из сталей
имеют твердость поверхности
и сердцевины
Валы из сталей
и другие цементируют на глубину
мм. Твердость поверхности шлицев
, твердость сердцевины
Валы и рессоры из сталей
и другие иногда подвергают цианированию на глубину
мм. Твердость поверхностного слоя
а твердость сердцевины
Применяют также закалку поверхности до твердости
В последние годы для повышения износостойкости широко применяют виброшлифование и дробеструйное упрочнение шлицевых деталей (см. гл. 34). Диаметр шарика обычно
(
— радиус скругления во впадинах шлицев).
Основным методом оценки надежности шлицевых соединений являются ресурсные испытания в стендовых или эксплуатационных условиях. Ускоренные испытания можно проводить с заранее созданным перекосом.
Эффективными средствами повышения износостойкости соединений являются:
а) уменьшение углов перекоса осей сопрягаемых деталей при монтаже и в рабочих условиях (за счет неравномерного нагрева, деформации под нагрузкой и т. п. ). Угол перекоса свыше 10 нежелателен для валов (рессор) с
мм. Для соединений, допускающих относительное проскальзывание, углы перекоса свыше 40" недопустимы;
Рис. 9. Способы центрирования деталей в соединениях: а — по конической и цилиндрической поверхностям,
по цилиндрическим поверхностям с помощью втулок
б) увеличение твердости контактирующих поверхностей путем азотирования, цементации, обдувки дробью и
в) уменьшение зазоров в шлицевом соединении, применение более плотных посадок, центрирование по вспомогательным поверхностям и затяжка соединений (рис. 9).
При проектировании соединений, воспринимающих радиальные нагрузки, зубья желательно располагать симметрично относительно венцов.