Главная > Расчет на прочность деталей машин
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ИЗНАШИВАНИЕ СОЕДИНЕНИЙ

Шлицевые соединения выходят из строя в основном вследствие изнашивания боковых (рабочих) поверхностей шлицев (зубьев). Изнашивание наблюдается в шлицевых рессорах, передающих крутящий момент от одного агрегата к другому, в карданных валах, в соединениях валов и зубчатых колес и др.

Изнашивание зубьев связано с практически неизбежными циклическими смещениями деталей соединения под действием радиальной нагрузки, в результате несовпадения или взаимного наклона осей при действии крутящего момента. Начальный монтажный перекос может возрастать в работе за счет тепловых деформаций, изменения взаимного расположений деталей под нагрузкой и т. д.

Изнашивание шлицевых соединений происходит более интенсивно при развитии на рабочих гранях контактной коррозии, которая появляется даже в соединениях с высокой твердостью рабочих поверхностей и при сравнительно невысоких средних контактных напряжениях

Условный расчет на износостойкость можно проводить по допускаемой удельной мощности трения (мощности трения, отнесенной к контактной поверхности шлицев)

Если принять, что ось шлицевого вала в результате моитажа или под нагрузкой получила перекос на угол (рад) по отношению к оси охватывающей втулки (ступицы колеса), то наибольшее взаимное смещение точек зубьев на однн оборот составит

где — соответственно длнна и средний диаметр соединения, мм.

Скорость относительного скольжения, мм/с,

а удельная мощность трения

где частота вращения шлицевого вала, коэффициент трения; среднее контактное давление в соединении при

Обычно в удовлетворительно работающих соединениях рессор при твердости поверхностей деталей углах перекоса рад) и бедной смазке а при обильной смазке .

Допустимый угол перекоса в шлицевых соединениях по условиям износостойкости

где — допускаемая мощность трения, Можно принимать при бедной смазке (масляный туман и др.) соединений; для соединений при обильной смазке.

Если затрачиваемая на трение мощность при обильной смазке и при бедной смазке, то изнашивание в соединениях практически не наблюдается при неограниченно большом числе циклов нагружения.

Из соотношения (8) следует, что допустимый угол перекоса деталей в соединении может быть увеличен за счет снижения контактных давления и коэффициента трения. Для снижения коэффициента трения применяют различные гальванические покрытия (никелевое, медное, серебряное, кадмиевое, окисное и др.). Толщина слоя металлических покрытий 6—15 мкм. Для повышения износостойкости применяют также покрытия из твердых смазок на основе дисульфида молибдена и другие, зазоры заполняют термопластичными полимерами типа эпоксидных и фенольных смол.

Повышение износостойкости наблюдается при использовании твердых и жидких смазок (особенно в случае непрерывной подачи в зону контакта масла, стабилизирующего тепловой режим).

Эффективным оказывается также применение химико-термической и упрочняющей обработки для повышения износостойкости.

Азотированию подвергают шлицевые валы (рессоры) из сталей Толщина азотированного слоя мм, твердость азотированной поверхности для стали (в сердцевине валы из сталей имеют твердость поверхности и сердцевины

Валы из сталей и другие цементируют на глубину мм. Твердость поверхности шлицев , твердость сердцевины

Валы и рессоры из сталей и другие иногда подвергают цианированию на глубину мм. Твердость поверхностного слоя а твердость сердцевины

Применяют также закалку поверхности до твердости

В последние годы для повышения износостойкости широко применяют виброшлифование и дробеструйное упрочнение шлицевых деталей (см. гл. 34). Диаметр шарика обычно ( — радиус скругления во впадинах шлицев).

Основным методом оценки надежности шлицевых соединений являются ресурсные испытания в стендовых или эксплуатационных условиях. Ускоренные испытания можно проводить с заранее созданным перекосом.

Эффективными средствами повышения износостойкости соединений являются:

а) уменьшение углов перекоса осей сопрягаемых деталей при монтаже и в рабочих условиях (за счет неравномерного нагрева, деформации под нагрузкой и т. п. ). Угол перекоса свыше 10 нежелателен для валов (рессор) с мм. Для соединений, допускающих относительное проскальзывание, углы перекоса свыше 40" недопустимы;

Рис. 9. Способы центрирования деталей в соединениях: а — по конической и цилиндрической поверхностям, по цилиндрическим поверхностям с помощью втулок

б) увеличение твердости контактирующих поверхностей путем азотирования, цементации, обдувки дробью и

в) уменьшение зазоров в шлицевом соединении, применение более плотных посадок, центрирование по вспомогательным поверхностям и затяжка соединений (рис. 9).

При проектировании соединений, воспринимающих радиальные нагрузки, зубья желательно располагать симметрично относительно венцов.

1
Оглавление
email@scask.ru